ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ
- Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? - Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов...
- Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов...». Таким образом, бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя – Джузеппе Верди.
- «Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, – отмечал Джузеппе Верди. – Их следует вписывать в партитуру».
- В Милане напротив знаменитого театра Ла Скала есть трактир, излюбленное место для людей искусства. Там уже много лет под стеклом хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Джузеппе Верди «Трубадур». Бутылка эта хранится в трактире вот уже более ста лет.
- По Италии ходит байка о том, как гуляя как-то недалеко от театра Ла Скала, будучи уже знаменитым и богатым, услышал он игру уличного музыканта на маленьком органчике. Исполнялся марш из «Аиды». Верди послушал малость, а потом сказал: «Вы слишком торопитесь. Надо идти ритмичнее. Следите за темпом». «Благодарю, господин Маэстро!» – ответил музыкант, узнав Джузеппе Верди.
На следующий день органист опять попался на глаза Маэстро. В этот раз он играл в нужном ритме. Несмотря на плохой инструмент, Верди услышал хорошее исполнение. «Молодец!», – подумал Верди. Повинуясь внезапному побуждению, он прикрепил к органчику листок бумаги с надписью: «Ученик Джузеппе Верди».
- Однажды в гости к композитору, который проводил лето на вилле в Монтекатини, приехал приятель. И обнаружил, что тот занимает всего одну комнату в двухэтажном особняке. А все остальное пространство занято… шарманками! Верди объяснил возникновение необычной коллекции: «Видите ли, я приехал сюда в поисках тишины и покоя, надеясь поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок…
- Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов...». Таким образом, бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя – Джузеппе Верди.
- «Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, – отмечал Джузеппе Верди. – Их следует вписывать в партитуру».
- В Милане напротив знаменитого театра Ла Скала есть трактир, излюбленное место для людей искусства. Там уже много лет под стеклом хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Джузеппе Верди «Трубадур». Бутылка эта хранится в трактире вот уже более ста лет.
- По Италии ходит байка о том, как гуляя как-то недалеко от театра Ла Скала, будучи уже знаменитым и богатым, услышал он игру уличного музыканта на маленьком органчике. Исполнялся марш из «Аиды». Верди послушал малость, а потом сказал: «Вы слишком торопитесь. Надо идти ритмичнее. Следите за темпом». «Благодарю, господин Маэстро!» – ответил музыкант, узнав Джузеппе Верди.
На следующий день органист опять попался на глаза Маэстро. В этот раз он играл в нужном ритме. Несмотря на плохой инструмент, Верди услышал хорошее исполнение. «Молодец!», – подумал Верди. Повинуясь внезапному побуждению, он прикрепил к органчику листок бумаги с надписью: «Ученик Джузеппе Верди».
- Однажды в гости к композитору, который проводил лето на вилле в Монтекатини, приехал приятель. И обнаружил, что тот занимает всего одну комнату в двухэтажном особняке. А все остальное пространство занято… шарманками! Верди объяснил возникновение необычной коллекции: «Видите ли, я приехал сюда в поисках тишины и покоя, надеясь поработать над своей новой оперой. Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок…
С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из «Травиаты», «Риголетто», «Трубадура». Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать…».
- Однажды убеленный сединами и уже известный на весь мир композитор беседовал с начинающим музыкантом, убежденным в собственной гениальности. Тот без устали говорил о себе и своих успехах, на что Верди ответил: «Когда мне было 18 лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было 25 лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было 40 лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт».
- «Риголетто» является одним из самых популярных произведений Верди. Он написал ее во времена счастливой любви с обладательницей фантастического сопрано Джузеппиной Стреппони. 10 лет спустя они обвенчались, что положило конец скандалам вокруг его персоны – гражданский брак в XIX веке для многих был просто немыслимым.
- Верди был атеистом, нечастое явление по тем временам.
- Композитор в течение своей карьеры заработал денег больше, чем любой композитор XIX столетия и предшествующих эпох.
- Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.
- Однажды убеленный сединами и уже известный на весь мир композитор беседовал с начинающим музыкантом, убежденным в собственной гениальности. Тот без устали говорил о себе и своих успехах, на что Верди ответил: «Когда мне было 18 лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было 25 лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было 40 лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт».
- «Риголетто» является одним из самых популярных произведений Верди. Он написал ее во времена счастливой любви с обладательницей фантастического сопрано Джузеппиной Стреппони. 10 лет спустя они обвенчались, что положило конец скандалам вокруг его персоны – гражданский брак в XIX веке для многих был просто немыслимым.
- Верди был атеистом, нечастое явление по тем временам.
- Композитор в течение своей карьеры заработал денег больше, чем любой композитор XIX столетия и предшествующих эпох.
- Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.