ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
ЭДВАРД ГРИГ
- Григу было лет двенадцать-тринадцать, когда он принес в школу, исписанную нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига, ор.1...»
Учитель, особым расположением которого мальчик не пользовался, подошел к нему, взглянул на тетрадь и произнес ироничным тоном:
- Ах так, юноша музыкален! Юноша сочиняет! Полюбуйтесь-ка!
Затем он распахнул дверь в соседний класс, позвал оттуда другого учителя и повторил:
- Ты только посмотри: этот парень сочиняет музыку...
Оба учителя с интересом перелистали тетрадку.
Юный Григ уже предвкушал великий успех. Но учитель внезапно схватил юного композитора за волосы так, что у того потемнело в глазах, и холодно процедил сквозь зубы:
- В другой раз приноси с собой, как полагается, немецкий словарь, а эту ерунду оставляй дома...
- Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига – знаменитый скрипач Оле Булл, также знакомый семьи Григов. Летом 1858 года Булл был у семьи Григов в гостях, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепиано пару собственных композиций. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!».
- Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля-минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:
- Вы мне его сыграете?
- Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю.
- Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.
С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем самые трудные места в Концерте сыграл с феерическим блеском.
Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:
- Великолепно! Непостижимо...
- Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, - добродушно улыбнулся Лист.
Учитель, особым расположением которого мальчик не пользовался, подошел к нему, взглянул на тетрадь и произнес ироничным тоном:
- Ах так, юноша музыкален! Юноша сочиняет! Полюбуйтесь-ка!
Затем он распахнул дверь в соседний класс, позвал оттуда другого учителя и повторил:
- Ты только посмотри: этот парень сочиняет музыку...
Оба учителя с интересом перелистали тетрадку.
Юный Григ уже предвкушал великий успех. Но учитель внезапно схватил юного композитора за волосы так, что у того потемнело в глазах, и холодно процедил сквозь зубы:
- В другой раз приноси с собой, как полагается, немецкий словарь, а эту ерунду оставляй дома...
- Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига – знаменитый скрипач Оле Булл, также знакомый семьи Григов. Летом 1858 года Булл был у семьи Григов в гостях, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепиано пару собственных композиций. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!».
- Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля-минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:
- Вы мне его сыграете?
- Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю.
- Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.
С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем самые трудные места в Концерте сыграл с феерическим блеском.
Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:
- Великолепно! Непостижимо...
- Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, - добродушно улыбнулся Лист.
- «В пещере горного короля» является, пожалуй, наиболее популярной и узнаваемой композицией Грига. Она пережила множество обработок эстрадными и рок музыкантами. Кэндис Найт и Ричи Блэкмор даже написали к «Пещере горного короля» текст и обработали её в виде песни ”Hall of the Mountain King”. Кавер-версии мелодии исполняла финская метал-группа Apocalyptica, британская рок-группа The Who, хард-рок-группа Rainbow и другие. Композиция, её фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу. Она звучала в фильмах «Демоны» (1985) в обработке Клаудио Симонетти, в «Симпсонах» (1990), «Сенсация» (2006), «Мёртвый снег» (2009), «Интерны» (2010).
- «Быть может, у Грига мастерства меньше, чем у Брамса..., но зато он нам ближе, он нам понятнее и родственнее, ибо он глубоко человечен. Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!».
П.И. Чайковский.
- День смерти композитора был объявлен днем национального траура Норвегии.
- «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём».
Эдвард Григ.
- «Быть может, у Грига мастерства меньше, чем у Брамса..., но зато он нам ближе, он нам понятнее и родственнее, ибо он глубоко человечен. Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!».
П.И. Чайковский.
- День смерти композитора был объявлен днем национального траура Норвегии.
- «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём».
Эдвард Григ.