ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
РОБЕРТ ШУМАН
- «Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник/артист».
Роберт Шуман.
- Шуман иногда прописывал «неслышимую» партию для пианиста, которую тот должен был напевать про себя при исполнении сочинения, подразумевая второе, параллельное, звучащее, но не слышимое пространство музыки.
- В 1844 году супруга Роберта Шумана, знаменитая пианистка Клара Вик приняла приглашение посетить Москву и Петербург с циклом концертов. Вместе с ней поехал и Шуман. В России «мужу знаменитой жены» не раз пришлось слышать вопрос, а имеет ли и он какое-нибудь отношение к музыке.
- В июне 1839 года Королевский высший апелляционный суд города Лейпцига принял к рассмотрению прошение от известного композитора Роберта Шумана. В обращении было сказано: «Мы, нижеподписавшиеся Роберт Шуман и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать свое всемилостивейшее соизволение».
Отец Клары был приговорен к 18 дням тюрьмы, а любящим было дано благоволение на брак.
- Шуманом создано около 200 удивительно интересных статей о музыке и музыкантах. Они часто изложены в форме занимательных рассказов или писем. Одни статьи напоминают дневниковые записи, другие – живые сценки с участием многих действующих лиц. Главные участники этих выдуманных Шуманом диалогов – Флорестан и Эвзебий.
- Внутренняя сосредоточенность на музыке и своих переживаниях делала Шумана молчаливым и задумчивым, разговоры тяготили. Он избегал людей, особенно незнакомых, да и знакомых – тоже. О его молчаливости ходили легенды. Он мог часами молчать, находясь в гостях, или отправляясь с кем-нибудь на прогулку; у него не хватало энергии на внешние проявления. Как-то Рихард Вагнер, возмутившись молчанием Шумана, записал:
Роберт Шуман.
- Шуман иногда прописывал «неслышимую» партию для пианиста, которую тот должен был напевать про себя при исполнении сочинения, подразумевая второе, параллельное, звучащее, но не слышимое пространство музыки.
- В 1844 году супруга Роберта Шумана, знаменитая пианистка Клара Вик приняла приглашение посетить Москву и Петербург с циклом концертов. Вместе с ней поехал и Шуман. В России «мужу знаменитой жены» не раз пришлось слышать вопрос, а имеет ли и он какое-нибудь отношение к музыке.
- В июне 1839 года Королевский высший апелляционный суд города Лейпцига принял к рассмотрению прошение от известного композитора Роберта Шумана. В обращении было сказано: «Мы, нижеподписавшиеся Роберт Шуман и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать свое всемилостивейшее соизволение».
Отец Клары был приговорен к 18 дням тюрьмы, а любящим было дано благоволение на брак.
- Шуманом создано около 200 удивительно интересных статей о музыке и музыкантах. Они часто изложены в форме занимательных рассказов или писем. Одни статьи напоминают дневниковые записи, другие – живые сценки с участием многих действующих лиц. Главные участники этих выдуманных Шуманом диалогов – Флорестан и Эвзебий.
- Внутренняя сосредоточенность на музыке и своих переживаниях делала Шумана молчаливым и задумчивым, разговоры тяготили. Он избегал людей, особенно незнакомых, да и знакомых – тоже. О его молчаливости ходили легенды. Он мог часами молчать, находясь в гостях, или отправляясь с кем-нибудь на прогулку; у него не хватало энергии на внешние проявления. Как-то Рихард Вагнер, возмутившись молчанием Шумана, записал:
«Шуман – высокоодаренный музыкант, но невыносимый человек. Когда я возвращался из Парижа, то навестил его, говорил о положении музыки во Франции, потом о состоянии ее в Германии, говорил о литературе и политике – он же оставался нем почти целый час! Ведь невозможно же говорить всегда одному! Невыносимый человек!» Шуман же, в свою очередь, нашел, что «Вагнер – умный малый, полный причуд, но говорит безостановочно, что под конец становится нестерпимо!».
- Обучаясь игре на фортепиано, Шуман стремился стать виртуозом. Он, желая быстрее продвигаться к намеченной цели, придумал механизм для разработки рук: Роберт прикреплял к потолку бечевку и, привязав ею средние пальцы рук, играл самые трудные упражнения. Чрезмерное напряжение пальцев привело к растяжению сухожилий и пальцы утратили способность двигаться.
«Не насилуй природы и гения, – писал Шуман еще недавно своей матери, - чтобы они в гневе навсегда от тебя не отвернулись». Он забыл свои предостережения, которые оказались пророческими, и, желая перехитрить природу, лишился навеки свободного употребления правой руки. Так что ему пришлось навсегда отказаться от мечты стать пианистом-виртуозом и стать «всего-навсего» композитором...
- Шуман всегда беспечно относился к собственным творениям. Лишь только сочинение было закончено, оно утрачивало для композитора и всякий интерес. Зачастую Шуман настолько забывал о собственных сочинениях, что со временем не узнавал их. Однажды ему показали ноты одной из недавно сочиненных им песен, ноты были переписаны копировальщиком. Шуман воскликнул:
- Появился довольно сносный сочинитель. Это весьма милая песенка. Интересно, кто ее написал?
- После сорока Шумана стали преследовать видения. В частности, композитору не давали покоя звуки, стоявшие перед глазами, в его видениях эти звуки выстраивались перед ним – в аккорды и музыкальные фразы, затем они рассыпались. И хотя разница между произведениями Шумана и Бетховена довольно заметна, Шуман уверял всех, что Бетховен и Мендельсон из своих могил диктуют ему различные мелодии.
- «Разум ошибается, чувство никогда».
Роберт Шуман.
- Обучаясь игре на фортепиано, Шуман стремился стать виртуозом. Он, желая быстрее продвигаться к намеченной цели, придумал механизм для разработки рук: Роберт прикреплял к потолку бечевку и, привязав ею средние пальцы рук, играл самые трудные упражнения. Чрезмерное напряжение пальцев привело к растяжению сухожилий и пальцы утратили способность двигаться.
«Не насилуй природы и гения, – писал Шуман еще недавно своей матери, - чтобы они в гневе навсегда от тебя не отвернулись». Он забыл свои предостережения, которые оказались пророческими, и, желая перехитрить природу, лишился навеки свободного употребления правой руки. Так что ему пришлось навсегда отказаться от мечты стать пианистом-виртуозом и стать «всего-навсего» композитором...
- Шуман всегда беспечно относился к собственным творениям. Лишь только сочинение было закончено, оно утрачивало для композитора и всякий интерес. Зачастую Шуман настолько забывал о собственных сочинениях, что со временем не узнавал их. Однажды ему показали ноты одной из недавно сочиненных им песен, ноты были переписаны копировальщиком. Шуман воскликнул:
- Появился довольно сносный сочинитель. Это весьма милая песенка. Интересно, кто ее написал?
- После сорока Шумана стали преследовать видения. В частности, композитору не давали покоя звуки, стоявшие перед глазами, в его видениях эти звуки выстраивались перед ним – в аккорды и музыкальные фразы, затем они рассыпались. И хотя разница между произведениями Шумана и Бетховена довольно заметна, Шуман уверял всех, что Бетховен и Мендельсон из своих могил диктуют ему различные мелодии.
- «Разум ошибается, чувство никогда».
Роберт Шуман.