ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ
- Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и четырёх скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.
- Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря» – низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма.
В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню.
- Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз дону Антонио поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту свистнул. Его пытались судить, но он, к тому времени композитор с европейским именем, сумел выкрутиться.
- Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.
- В Мантуе состоялось его знакомство с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера, которая стала «подругой рыжего священника». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье композитора. Обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Это привело к серьезным неприятностям для Вивальди. В частности, в 1737 году апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области. По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица.
- Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря» – низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма.
В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню.
- Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз дону Антонио поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту свистнул. Его пытались судить, но он, к тому времени композитор с европейским именем, сумел выкрутиться.
- Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.
- В Мантуе состоялось его знакомство с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера, которая стала «подругой рыжего священника». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье композитора. Обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Это привело к серьезным неприятностям для Вивальди. В частности, в 1737 году апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области. По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица.
- От рождения у Антонио был серьезный недуг – сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам и ходить пешком. Но всю свою жизнь он трудился как проклятый.
В свои 35 лет Антонио работал в театре: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам – он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для венецианской консерватории «Оспедале делла Пиета», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. И сочинял, сочинял, сочинял.
- Вивальди является автором 90 опер, более 500 концертов, свыше 100 сонат для различных инструментов, огромного количества светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.
- Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII-XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века были обнаружены собрания рукописей композитора. Пришла посмертная слава.
- «Времена года» Антонио Вивальди – самое знаменитое его произведение. Считается, что Вивальди был автором не только музыки, но и стихов.
Лето.
(перевод В.Рабея).
Лениво бродит стадо, вянут травы
От тяжкого удушливого зноя
Страдает и томится всё живое.
Поёт кукушка в тишине дубравы,
Воркует горлинка в саду и нежно
Вздыхают ветерки… Но вдруг мятежный
Взвился Борей, пронесся вихрем в небе –
И плачет пастушок, кляня свой жребий.
Боится он, заслышав гром далекий.
От молнии в испуге замирает.
Докучных мошек рой его терзает…
Но вот гроза, бурлящие потоки
С крутых высот в долины низвергая,
Ревёт, бушует на несжатых нивах,
И град жестокий бьёт, у горделивых
Цветов и злаков головы срывая.
В свои 35 лет Антонио работал в театре: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам – он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для венецианской консерватории «Оспедале делла Пиета», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. И сочинял, сочинял, сочинял.
- Вивальди является автором 90 опер, более 500 концертов, свыше 100 сонат для различных инструментов, огромного количества светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.
- Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII-XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века были обнаружены собрания рукописей композитора. Пришла посмертная слава.
- «Времена года» Антонио Вивальди – самое знаменитое его произведение. Считается, что Вивальди был автором не только музыки, но и стихов.
Лето.
(перевод В.Рабея).
Лениво бродит стадо, вянут травы
От тяжкого удушливого зноя
Страдает и томится всё живое.
Поёт кукушка в тишине дубравы,
Воркует горлинка в саду и нежно
Вздыхают ветерки… Но вдруг мятежный
Взвился Борей, пронесся вихрем в небе –
И плачет пастушок, кляня свой жребий.
Боится он, заслышав гром далекий.
От молнии в испуге замирает.
Докучных мошек рой его терзает…
Но вот гроза, бурлящие потоки
С крутых высот в долины низвергая,
Ревёт, бушует на несжатых нивах,
И град жестокий бьёт, у горделивых
Цветов и злаков головы срывая.