ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
ИСААК ЛЕВИТАН
- И. Левитан писал П.М. Третьякову о картине «Над Вечным покоем»: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…» (май 1894).
- «Молитва немой души» – Лев Толстой о картине «Над Вечным покоем».
- Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые.
- В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.
- Когда Исааку было всего 19 лет, он получил своё первое признание, как художник. На одной из выставок, к нему подошёл П. Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день. Сокольники».
- Художник писал только природу, и на его картинах практически никогда не встретишь людей. Единственное исключение – это полотно «Осенний день. Сокольники», на котором есть фигура человека. Мало кто знает, что она была добавлена Николаем Чеховым, братом известного писателя.
- Левитан не получил диплом художника из-за Саврасова. Будучи преподавателем художественного училища, Саврасов грешил тем, что, приняв на грудь, весьма нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. На выпускном экзамене "бездарные коллеги" воспользовались возможностью отыграться на любимом ученике Саврасова. Картину Левитана, которой прочили Большую серебряную медаль, экзаменаторы сочли недостойной ничего. В результате из училища Левитан вышел с позорным дипломом учителя чистописания.
- Левитан дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Один раз к такому шагу художника привел сложившийся вокруг него любовный треугольник. Он сильно увлекся Анной Николаевной Турчаниновой, женой питерского сенатора Ивана Турчанинова. В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана. Полюбила как-то ошалело, безудержно. Соперничество между матерью и дочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы, попытавшийся разрешить ее при помощи выстрела.
- «Молитва немой души» – Лев Толстой о картине «Над Вечным покоем».
- Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые.
- В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.
- Когда Исааку было всего 19 лет, он получил своё первое признание, как художник. На одной из выставок, к нему подошёл П. Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день. Сокольники».
- Художник писал только природу, и на его картинах практически никогда не встретишь людей. Единственное исключение – это полотно «Осенний день. Сокольники», на котором есть фигура человека. Мало кто знает, что она была добавлена Николаем Чеховым, братом известного писателя.
- Левитан не получил диплом художника из-за Саврасова. Будучи преподавателем художественного училища, Саврасов грешил тем, что, приняв на грудь, весьма нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. На выпускном экзамене "бездарные коллеги" воспользовались возможностью отыграться на любимом ученике Саврасова. Картину Левитана, которой прочили Большую серебряную медаль, экзаменаторы сочли недостойной ничего. В результате из училища Левитан вышел с позорным дипломом учителя чистописания.
- Левитан дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Один раз к такому шагу художника привел сложившийся вокруг него любовный треугольник. Он сильно увлекся Анной Николаевной Турчаниновой, женой питерского сенатора Ивана Турчанинова. В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана. Полюбила как-то ошалело, безудержно. Соперничество между матерью и дочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы, попытавшийся разрешить ее при помощи выстрела.
- «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует...».
И. Левитан.
Художник К. Коровин о прогулке с Левитаном: «Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете. - Что с вами? – спросил я Левитана.
Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.
- Я не могу, – как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это – как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».
«Века, смысл этого слова ведь просто трагичен; века – это есть нечто, в котором потонули миллиарды людей, и потонут еще, и еще, и без конца; какой ужас, какое горе! Мысль эта старая, и болезнь эта старая, но, тем не менее, у меня трещит череп от нее! Тщетность, ненужность всего очевидна».
Из письма И. Левитана к А. Чехову.
И. Левитан.
Художник К. Коровин о прогулке с Левитаном: «Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете. - Что с вами? – спросил я Левитана.
Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.
- Я не могу, – как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это – как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».
«Века, смысл этого слова ведь просто трагичен; века – это есть нечто, в котором потонули миллиарды людей, и потонут еще, и еще, и без конца; какой ужас, какое горе! Мысль эта старая, и болезнь эта старая, но, тем не менее, у меня трещит череп от нее! Тщетность, ненужность всего очевидна».
Из письма И. Левитана к А. Чехову.