ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) – литовский художник, композитор.
Родоначальник литовской классической музыкальной школы.
Музыке мальчика начал обучать отец, который был органистом. Затем музыкальная школа, где Микалоюс обучался игре на скрипке и фортепиано. Потом Варшавское музыкальное училище (фортепиано и композиция) и Лейпцигская консерватория.
В двадцать пять начинает настойчиво заявлять о себе живопись. Варшавскую художественную школу Чюрлёнис закончил, когда ему было тридцать.
Ирония судьбы заключается в том, что один из величайших художников ХХ века лишь обозначился в искусстве. В 1903 написал первую заметную работу (Музыка леса), в 1909 последнюю (Литовское кладбище). Неполных 7 лет. Семь лет непонимания и непризнания, за исключением немногих художников-современников. И бессмертие после смерти. При этом втиснуть Чюрлёниса в какую-либо художественную школу (направление) не удается. Не идентифицируется. Качественность одна – уникальность.
Им создано около четырехсот сочинений в музыке и более трехсот в живописи. Был Чюрлёнис в немалой степени одарен и литературно-поэтическими талантами. Обладал немалыми гипнотическими способностями, которые буквально подавил в себе, опасаясь, что может нанести вред окружающим.
Три искусства заявляли на него свои права. Первенство осталось за живописью. Два мира боролись в творце – реальный, конкретный и фантастический, ирреальный. Последний и утащил Чюрлёниса за грань. К концу жизни, а он прожил всего 35 лет, художник оказался в лечебнице для душевнобольных.
Значение Чюрлёниса для мировой музыки ограничивается его национальными достижениями. Искусство Чюрлениса-художника определению не поддается, если только не прибегнуть к безупречному определению А. Бенуа: «Чюрлянис (так у автора) – гениальный художник». У Чюрлёниса не так много картин, написанных на холсте. Все музыкальные циклы – бумага, темпера. Многие картины художника утеряны.
Чюрлёнис не только называл свои художественные произведения музыкально, к примеру, прелюдия и фуга, соната, симфония, но и прибегал к имитации музыкальных форм. Наиболее ярко проявилось это в его знаменитых сонатах. Их семь. Все они перечислены в финале стихотворения.
Симфония одна – «Симфония похорон». Состоит из семи картин-эпизодов.
Сонатная форма – музыкальная форма, построенная на достаточно жесткой логике развития материала. Основа сонаты – конфликтность. Она проявляется в обязательном наличии трех тем – главной, связующей и побочной, которые взаимодействуют и противоборствуют в разделе «разработка».
Обязательным условием классической сонаты является и наличие нескольких контрастных частей (четырех, иногда трех). К примеру, Аллегро, Анданте, Скерцо, Финал. У Чюрлёниса «Соната моря» трехчастна, а «Соната звезд» и вовсе состоит из двух картин (частей) Аллегро и Адажио. Но основные черты сонаты – драматизм, противопоставление нескольких тем, разнящийся темпо-ритм в разных частях, все это у Чюрлёниса просматривается отчетливо в каждой из его сонат.
Однако важнее другое. Невероятная музыкальность его живописи. Именно она и не позволяет классифицировать стилистику Чюрлёниса.
Масштаб, неординарность, текучесть его почерка не поддается локальностям и дефинициям. «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты». Микалоюс Чюрлёнис.
На архипелаге Земля Франца-Иосифа находятся горы Чюрлёниса.
Музыке мальчика начал обучать отец, который был органистом. Затем музыкальная школа, где Микалоюс обучался игре на скрипке и фортепиано. Потом Варшавское музыкальное училище (фортепиано и композиция) и Лейпцигская консерватория.
В двадцать пять начинает настойчиво заявлять о себе живопись. Варшавскую художественную школу Чюрлёнис закончил, когда ему было тридцать.
Ирония судьбы заключается в том, что один из величайших художников ХХ века лишь обозначился в искусстве. В 1903 написал первую заметную работу (Музыка леса), в 1909 последнюю (Литовское кладбище). Неполных 7 лет. Семь лет непонимания и непризнания, за исключением немногих художников-современников. И бессмертие после смерти. При этом втиснуть Чюрлёниса в какую-либо художественную школу (направление) не удается. Не идентифицируется. Качественность одна – уникальность.
Им создано около четырехсот сочинений в музыке и более трехсот в живописи. Был Чюрлёнис в немалой степени одарен и литературно-поэтическими талантами. Обладал немалыми гипнотическими способностями, которые буквально подавил в себе, опасаясь, что может нанести вред окружающим.
Три искусства заявляли на него свои права. Первенство осталось за живописью. Два мира боролись в творце – реальный, конкретный и фантастический, ирреальный. Последний и утащил Чюрлёниса за грань. К концу жизни, а он прожил всего 35 лет, художник оказался в лечебнице для душевнобольных.
Значение Чюрлёниса для мировой музыки ограничивается его национальными достижениями. Искусство Чюрлениса-художника определению не поддается, если только не прибегнуть к безупречному определению А. Бенуа: «Чюрлянис (так у автора) – гениальный художник». У Чюрлёниса не так много картин, написанных на холсте. Все музыкальные циклы – бумага, темпера. Многие картины художника утеряны.
Чюрлёнис не только называл свои художественные произведения музыкально, к примеру, прелюдия и фуга, соната, симфония, но и прибегал к имитации музыкальных форм. Наиболее ярко проявилось это в его знаменитых сонатах. Их семь. Все они перечислены в финале стихотворения.
Симфония одна – «Симфония похорон». Состоит из семи картин-эпизодов.
Сонатная форма – музыкальная форма, построенная на достаточно жесткой логике развития материала. Основа сонаты – конфликтность. Она проявляется в обязательном наличии трех тем – главной, связующей и побочной, которые взаимодействуют и противоборствуют в разделе «разработка».
Обязательным условием классической сонаты является и наличие нескольких контрастных частей (четырех, иногда трех). К примеру, Аллегро, Анданте, Скерцо, Финал. У Чюрлёниса «Соната моря» трехчастна, а «Соната звезд» и вовсе состоит из двух картин (частей) Аллегро и Адажио. Но основные черты сонаты – драматизм, противопоставление нескольких тем, разнящийся темпо-ритм в разных частях, все это у Чюрлёниса просматривается отчетливо в каждой из его сонат.
Однако важнее другое. Невероятная музыкальность его живописи. Именно она и не позволяет классифицировать стилистику Чюрлёниса.
Масштаб, неординарность, текучесть его почерка не поддается локальностям и дефинициям. «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты». Микалоюс Чюрлёнис.
На архипелаге Земля Франца-Иосифа находятся горы Чюрлёниса.
Фуга (от лат. fuga – бегство, погоня) – музыкальная форма, являющаяся высшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет основную тему – короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
У Чюрлёниса в его картине отчетливо просматривается основная тема (верхняя), затем зеркальное ее отражение, затем фугированное (бегство, погоня) развитие темы.
М. Чюрлёнис – Фуга для органа c-moll – слушать.