ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
4
Ах, Малевич, «Квадрат», угловатая музыка,
Нагловата в тонах,
Перетек в метамузыку,
Нагловата в тонах,
впрочем, это не в счет.
Здесь квадратный расчет перетёк в метафизику,Перетек в метамузыку,
в ту, что намертво бьет.
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915 г.
Холст, масло.
79,5х79,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Малевич Казимир Северинович (1879 – 1935) – российский и советский художник. Рисовать начал в 15 лет, когда мать подарила ему краски. В дальнейшем обучался фрагментарно, от случая к случаю. Последовательно осваивал различные манеры и стили пока не сформулировал свое собственное
направление, которое и сделало его знаменитым – супрематизм. Произошло это, когда Малевичу было 35 лет.
Однако первый звоночек прозвучал за два года до этого, когда он, как художник оформлял футуристическую оперу «Победа над солнцем». Музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Крученых. Пролог либретто написал Велимир Хлебников.
Сам Малевич об опере отзывался так: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».
Малевич преувеличивал значение оперы в развитии театра. Она прошла, в общем-то, незамеченной и такой же остается до сих пор. Важнее другое. Созданный Малевичем задник декорации одной из сцен оперы представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным. Это был провозвестник квадрата, сделавшего Малевича культовой фигурой в мировом искусстве.
В 1915 году состоялась выставка футуристов под названием «0,10». За названием скрывалась идея Малевича свести все предметные формы к «нулю», а потом «шагнуть за нуль», т.е. в беспредметность.
Картина «Черный квадрат» на выставке висела в красном углу, где обычно располагаются иконы. Отныне эта аналогия буквально приклеилась к картине. Иконой ее впоследствии называл и сам Малевич. Иконой, которая разорвала мир на логичное и алогичное, жизнеутверждающее и темное, художественное и антихудожественное.
Искусствовед Н. Ионина писала о воздействии картины: «Ощущение, что, стоя перед "Черным квадратом", мы стоим перед бездной, недаром не покидало многих, кто видел эту картину. Да и сам художник не скрывал этого. К. Малевич заявлял, что на "Черном квадрате" искусство заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого искусства». В общей сложности Малевичем было создано четыре квадрата (по некоторым неподтвержденным сведениям – семь). Все они находятся в России.
Умер художник вовремя. Приближался 1937 год, когда начались массовые сталинские расстрельные чистки.
После смерти художника в 1935 году, на тридцать лет до хрущевской оттепели, его картины были запрещены. Да и впоследствии, вплоть до распада СССР не слишком-то приветствовались. За исключением знаменитой великолепной супрематической картины «Скачет красная конница».
В настоящее время Казимир Малевич – фетиш, легенда, признанный мэтр мирового искусства. Картины его вызывают крайне противоречивые отклики, но на их стоимости это никак не сказывается. К примеру, «Супрематическая композиция» в 2008 году на аукционе Sotheby`s была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов.
Супрематизм (в переводе с латинского – наивысший) – направление, основанное Малевичем. Супрематизм является одной из разновидностей абстракционизма. Его суть – сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур. Супрематические композиции очень часто насыщены весьма динамичным ритмом за счет совмещения асимметрии и симметрии, цветовых пятен. По мысли Малевича краска, затем линия были освобождены от вторичной роли и вышли на первый план. Картины превратились в факт «чистого искусства». В музыке, примерно в это же время, начинает вырываться из-под контроля звук, превращаясь тоже в самостностную единицу искусства. Однако произойдет это окончательно все же позже, нежели в живописи.
Однако первый звоночек прозвучал за два года до этого, когда он, как художник оформлял футуристическую оперу «Победа над солнцем». Музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Крученых. Пролог либретто написал Велимир Хлебников.
Сам Малевич об опере отзывался так: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».
Малевич преувеличивал значение оперы в развитии театра. Она прошла, в общем-то, незамеченной и такой же остается до сих пор. Важнее другое. Созданный Малевичем задник декорации одной из сцен оперы представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным. Это был провозвестник квадрата, сделавшего Малевича культовой фигурой в мировом искусстве.
В 1915 году состоялась выставка футуристов под названием «0,10». За названием скрывалась идея Малевича свести все предметные формы к «нулю», а потом «шагнуть за нуль», т.е. в беспредметность.
Картина «Черный квадрат» на выставке висела в красном углу, где обычно располагаются иконы. Отныне эта аналогия буквально приклеилась к картине. Иконой ее впоследствии называл и сам Малевич. Иконой, которая разорвала мир на логичное и алогичное, жизнеутверждающее и темное, художественное и антихудожественное.
Искусствовед Н. Ионина писала о воздействии картины: «Ощущение, что, стоя перед "Черным квадратом", мы стоим перед бездной, недаром не покидало многих, кто видел эту картину. Да и сам художник не скрывал этого. К. Малевич заявлял, что на "Черном квадрате" искусство заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого искусства». В общей сложности Малевичем было создано четыре квадрата (по некоторым неподтвержденным сведениям – семь). Все они находятся в России.
Умер художник вовремя. Приближался 1937 год, когда начались массовые сталинские расстрельные чистки.
После смерти художника в 1935 году, на тридцать лет до хрущевской оттепели, его картины были запрещены. Да и впоследствии, вплоть до распада СССР не слишком-то приветствовались. За исключением знаменитой великолепной супрематической картины «Скачет красная конница».
В настоящее время Казимир Малевич – фетиш, легенда, признанный мэтр мирового искусства. Картины его вызывают крайне противоречивые отклики, но на их стоимости это никак не сказывается. К примеру, «Супрематическая композиция» в 2008 году на аукционе Sotheby`s была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов.
Супрематизм (в переводе с латинского – наивысший) – направление, основанное Малевичем. Супрематизм является одной из разновидностей абстракционизма. Его суть – сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур. Супрематические композиции очень часто насыщены весьма динамичным ритмом за счет совмещения асимметрии и симметрии, цветовых пятен. По мысли Малевича краска, затем линия были освобождены от вторичной роли и вышли на первый план. Картины превратились в факт «чистого искусства». В музыке, примерно в это же время, начинает вырываться из-под контроля звук, превращаясь тоже в самостностную единицу искусства. Однако произойдет это окончательно все же позже, нежели в живописи.
Казимир Малевич – смотреть
Картины Малевича – смотреть
- «Вещь в себе» (по И. Канту) русских художников» – см. стр. 237 в книге «Божественная симфония».