ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
СКАЛЬД
Скальду Эгилю Скаллагримсону
Туманные линии рун ложились дорогой, и битвой,
Звенящие всполохи струн – молитвой, молитвой, молитвой.
Гремучая сага певца – о славе, о славе, о славе,
И смерть – не начало конца, а встреча с дружиной в Вальхалле,
И шепот пугливый в ночи – любимый, любимый, любимый,
Звенящие всполохи струн – молитвой, молитвой, молитвой.
Гремучая сага певца – о славе, о славе, о славе,
И смерть – не начало конца, а встреча с дружиной в Вальхалле,
И шепот пугливый в ночи – любимый, любимый, любимый,
Добыча,
И руки в крови,
И пленников снулые спины.
И вновь над кормою луна,
Драккар,
И дружинников хохот,
Кого-то ждет дом и жена,
Кого-то Валькирии клёкот.
Над морем,
Над миром,
Луной,
Высоко,
Высоко,
Высоко
И руки в крови,
И пленников снулые спины.
И вновь над кормою луна,
Драккар,
И дружинников хохот,
Кого-то ждет дом и жена,
Кого-то Валькирии клёкот.
Над морем,
Над миром,
Луной,
Высоко,
Высоко,
Высоко
Сказанье сказитель седой ведет о походах далеких.
У скальда историй не счесть,
Он сам, как история рода,
Есть скальд, значит, летопись есть – народа, народа, народа.
Туманные линии рун,
Варяги,
Дороги,
И битвы,
И скальд, и дрожание струн – молитвой, молитвой, молитвой.
«Скальд» - см. стр. 407 «Божественной симфонии».
Эгиль Скаллагримсон (т.е. сын Грима Лысого) (~ 910-990 гг.) – самый известный норвежский скальд. О нем сложена «Сага об Эгиле», одна из лучших исландских «родовых саг». Эгиль был не только знаменитым скальдом, но и воином, страшным в гневе и жадным на добычу. Сохранились три больших его произведения – «Выкуп головы», «Утрата сыновей», «Песнь об Аринбьёрне» – и 46 отдельных вис. Песни скальдов, исполнявшиеся первоначально без музыкального сопровождения, сохранялись в течение столетий в устной традиции. Творчество для скальдов – способ констатации происходящего. Они только сообщали в поэтической форме факты, свидетелями которых они являлись. Отношение к скальдам было очень серьезным, им приписывалась магическая сила, за удачное сочинение он мог получить целое состояние.
Эгиль Скаллагримсон (т.е. сын Грима Лысого) (~ 910-990 гг.) – самый известный норвежский скальд. О нем сложена «Сага об Эгиле», одна из лучших исландских «родовых саг». Эгиль был не только знаменитым скальдом, но и воином, страшным в гневе и жадным на добычу. Сохранились три больших его произведения – «Выкуп головы», «Утрата сыновей», «Песнь об Аринбьёрне» – и 46 отдельных вис. Песни скальдов, исполнявшиеся первоначально без музыкального сопровождения, сохранялись в течение столетий в устной традиции. Творчество для скальдов – способ констатации происходящего. Они только сообщали в поэтической форме факты, свидетелями которых они являлись. Отношение к скальдам было очень серьезным, им приписывалась магическая сила, за удачное сочинение он мог получить целое состояние.
Отчего муэдзину тоскуется?
Звонким утром?
На ранней заре?
Звонким утром?
На ранней заре?
Когда в мире,
проснувшись,
ликует всё,
Отчего он восходит к мольбе?
На разрыве
то к небу,
то к людям он:
В этот миг он безличен,
И свят.
В этот миг никому не подсуден он,
В этот миг он в молитве распят.
И свят.
В этот миг никому не подсуден он,
В этот миг он в молитве распят.
Он
в рассветной
великой
безбрежности
– Умоляет, зовет за собой, –
Всей неистовой силой безгрешности грешный мир в мир безгрешный,
Иной.
Всей неистовой силой безгрешности грешный мир в мир безгрешный,
Иной.
В этот миг постигаешь величие
той тоски,
что звенит над землей,
И ликует в тебе обезличенном,
муэдзин,
что распят над зарей.
Муэдзин – служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Поднявшись на галерею минарета, муэдзин поворачивается в сторону Мекки и нараспев читает (поет, мелодекламирует) молитвенный призыв (азан): «Аллах велик! Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна». Существуют и иные версии и последовательности фраз, но суть остается неизменной. Завершает азан рефрен «Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха». Муэдзин непременно должен обладать мощным, резонансным и в то же время небесным, молитвенным голосом, разносящимся по всей округе. Мелодичному произнесению слов азана обучают детей, у которых обнаруживаются серьезные вокальные данные.
Азан – призыв к молитве.
Минарет – (от араб. – маяк) – в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию.
Муэдзин – слушать