ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
На текст молитвы написано множество музыкальных произведений. Среди авторов музыки И.С. Бах-Ш. Гуно, Д. Верди, Г. Доницетти, А. Дворжак, Ф. Лист, К. Сен-Санс, Д. Россини, И. Брамс. Одни композиторы использовали текст молитвы целиком, другие – фрагментами, третьи – только первые два слова.
Ave Maria – Баха-Гуно. Французский композитор 19 столетия Шарль Гуно положил текст и пленительную мелодию на начальную прелюдию И.С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира». В мире появилось проникновенное необычайно красивое вокальное сочинение «Ave Maria» – Баха-Гуно, ставшее, пожалуй, одним из самых популярных произведений на этот текст католической молитвы. Как известно, в мире насчитывается около пятидесяти произведений на данный текст. Знаменитая «Ave Maria» Ф. Шуберта вообще не имеет никакого отношения к канонической молитве. Шуберт написал несколько песен на стихи Вальтера Скотта из поэмы «Дева озера». Среди них была и третья песня Эллен, которая, совершенно неожиданно для Шуберта, приобрела популярность. Первое издание песен из «Девы озера» было у Шуберта с текстами как на немецком, так и на английском языках.
Еще более интригующей является история не менее знаменитой «Ave Maria» Джулио Каччини (1546 – 1618). Дело в том, что это не его произведение.
Сочинение создал советский композитор Владимир Федорович Вавилов (1925 – 1973). Вавилов известен в кругу профессионалов как великолепный мистификатор. Так, например, на одной из пластинок он записал сочинение «Канцона и танец» и приписал его композитору Франческо ди Милано. Через тридцать лет исследователь Зеэв Гейзель доказал, что это произведение не имеет никакого отношения к итальянцу и принадлежит В. Вавилову. Поэт Анри Волохонский написал на музыку «Канцоны» текст «Над небом голубым». Впоследствии эта песня стала своего рода визиткой Б. Гребенщикова в версии «Под небом голубым».
Приблизительно такая же история произошла и с «Ave Maria», которая на пластинке шла под обозначением «Неизвестный автор 16 века». Через какое-то время это произведение стало появляться в мире под авторством Д. Каччини. То ли сам Вавилов, то ли И. Архипова (одна из первых исполнительниц этого сочинения), то ли еще кто-то подставил имя итальянца к гениально стилизованному под старину сочинению. Так или иначе, но произведение обрело ложное авторство. Через какое-то время у исследователей и исполнителей возникли сомнения. Некоторые исполнители в концертах стали объявлять уже двойное авторство: Каччини-Вавилов. В настоящее время профессионалы однозначно приписывают данное сочинение Владимиру Вавилову, хотя со сцены все равно порой приходится слышать: «А сейчас прозвучит сочинение автора шестнадцатого столетия Джулио Каччини «Ave Maria».
По утверждению дочери Вавилова, он мистифицировал потому, что опасался, что сочинения никому неизвестного советского композитора просто-напросто не издадут.
Очень своеобразный росчерк судьбы. Сочинения еще при жизни Вавилова набирали силу, становились популярными, а он оставался в тени, практически безвестным. И конечно, крайне интересно, какие чувства он испытывал, узнавая об очередной победе «Аве Мария» Джулио Каччини?
Ave Maria – Баха-Гуно. Французский композитор 19 столетия Шарль Гуно положил текст и пленительную мелодию на начальную прелюдию И.С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира». В мире появилось проникновенное необычайно красивое вокальное сочинение «Ave Maria» – Баха-Гуно, ставшее, пожалуй, одним из самых популярных произведений на этот текст католической молитвы. Как известно, в мире насчитывается около пятидесяти произведений на данный текст. Знаменитая «Ave Maria» Ф. Шуберта вообще не имеет никакого отношения к канонической молитве. Шуберт написал несколько песен на стихи Вальтера Скотта из поэмы «Дева озера». Среди них была и третья песня Эллен, которая, совершенно неожиданно для Шуберта, приобрела популярность. Первое издание песен из «Девы озера» было у Шуберта с текстами как на немецком, так и на английском языках.
Еще более интригующей является история не менее знаменитой «Ave Maria» Джулио Каччини (1546 – 1618). Дело в том, что это не его произведение.
Сочинение создал советский композитор Владимир Федорович Вавилов (1925 – 1973). Вавилов известен в кругу профессионалов как великолепный мистификатор. Так, например, на одной из пластинок он записал сочинение «Канцона и танец» и приписал его композитору Франческо ди Милано. Через тридцать лет исследователь Зеэв Гейзель доказал, что это произведение не имеет никакого отношения к итальянцу и принадлежит В. Вавилову. Поэт Анри Волохонский написал на музыку «Канцоны» текст «Над небом голубым». Впоследствии эта песня стала своего рода визиткой Б. Гребенщикова в версии «Под небом голубым».
Приблизительно такая же история произошла и с «Ave Maria», которая на пластинке шла под обозначением «Неизвестный автор 16 века». Через какое-то время это произведение стало появляться в мире под авторством Д. Каччини. То ли сам Вавилов, то ли И. Архипова (одна из первых исполнительниц этого сочинения), то ли еще кто-то подставил имя итальянца к гениально стилизованному под старину сочинению. Так или иначе, но произведение обрело ложное авторство. Через какое-то время у исследователей и исполнителей возникли сомнения. Некоторые исполнители в концертах стали объявлять уже двойное авторство: Каччини-Вавилов. В настоящее время профессионалы однозначно приписывают данное сочинение Владимиру Вавилову, хотя со сцены все равно порой приходится слышать: «А сейчас прозвучит сочинение автора шестнадцатого столетия Джулио Каччини «Ave Maria».
По утверждению дочери Вавилова, он мистифицировал потому, что опасался, что сочинения никому неизвестного советского композитора просто-напросто не издадут.
Очень своеобразный росчерк судьбы. Сочинения еще при жизни Вавилова набирали силу, становились популярными, а он оставался в тени, практически безвестным. И конечно, крайне интересно, какие чувства он испытывал, узнавая об очередной победе «Аве Мария» Джулио Каччини?
http://www.classic-online.ru/ (Гуно. «Ave Maria» – слушать)
http://www.classic-online.ru/ (Шуберт. «Ave Maria» – слушать)
http://www.classic-online.ru/ (Каччини Джулио. «Ave Maria» – слушать)
Аве Мария – слушать
ЗДРАВСТВУЙ, МАРИЯ, МОЯ ЯСНОГЛАЗАЯ
Здравствуй, Мария, моя Ясноглазая,
Здравствуй, Пресветлая, рад, что ты разная,
Рад, что не грозная, грозных хватает нам,
Рад, что Прибежище ты – неприкаянным.
Что всем скорбящим ты есть – Утешение,
Неуспокоенным – Успокоение,
Вера нам всем, что за гранью – Спасение,
Мера Надежды и мера Терпения.
Всем матерям – Покрова Богородицы,
И Снисхожденье – бродягам и модницам,
Светлая радость – творцам да художникам,
Тихой лампадкой – в душе у безбожника.
Здравствуй, Пречистая. Здравствуй, Пресветлая.
Ты всем – мелодия, но непропетая,
Только в мечтах, на каких-то там полочках,
Сказочка, сон, новогодняя елочка.
Здравствуй, Мария, моя Ясноглазая,
Здравствуй во веки, во веки будь разная,
Будь ты для каждого – тайной и истиной,
Морем безбрежным и тихою пристанью.
Здравствуй, Пресветлая, рад, что ты разная,
Рад, что не грозная, грозных хватает нам,
Рад, что Прибежище ты – неприкаянным.
Что всем скорбящим ты есть – Утешение,
Неуспокоенным – Успокоение,
Вера нам всем, что за гранью – Спасение,
Мера Надежды и мера Терпения.
Всем матерям – Покрова Богородицы,
И Снисхожденье – бродягам и модницам,
Светлая радость – творцам да художникам,
Тихой лампадкой – в душе у безбожника.
Здравствуй, Пречистая. Здравствуй, Пресветлая.
Ты всем – мелодия, но непропетая,
Только в мечтах, на каких-то там полочках,
Сказочка, сон, новогодняя елочка.
Здравствуй, Мария, моя Ясноглазая,
Здравствуй во веки, во веки будь разная,
Будь ты для каждого – тайной и истиной,
Морем безбрежным и тихою пристанью.
https://music.yandex.ru (Богородице, Дево, радуйся – слушать),
http://www.classic-online.ru/ (Чесноков Павел. Не умолчим никогда, Богородице – слушать),
www.classic-online.ru (Рахманинов. Концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу» – слушать)