ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
СКОРОСТЬ МУЗЫКИ ПО МM
Метроном – (от греч. metron – мера и nomos – закон). Прибор, снабженный заводным механизмом. Безупречно отсчитывает музыкальные временные длительности. Причем на той скорости, которая требуется. Изобрел его в 1812 году австрийский пианист, педагог, механик Иоганн Мельцель. Прибор этот впоследствии так и стали называть – метроном Мельцеля (в 1816 году он получил на него патент). Мельцель, кстати, был дружен с Бетховеном, изобрел для него слуховую трубку, когда тот стал терять слух. Увидев метроном Мельцеля, Бетховен написал дружеский шутливый канон «Та-та-та», который был исполнен на одной из вечеринок. В пятидесятилетнем возрасте Мельцель является также изобретателем пангармоники – механического органа с цилиндрическими валиками. В нотах музыкального сочинения, в самом его начале помимо обозначений темпа (к примеру, адажио) ставятся цифры, показывающие с какой скоростью необходимо исполнять данное произведение. Например, = 100 ММ. Это означает, что в минуту должны прозвучать сто восьмых нот. ММ означает метроном Мельцеля. На метрономе Мельцеля имеется соответствующее деление. Передвинув гирьку на это деление и запустив метроном, мы получим нужный темп. До 1812 года такого прибора не было. Это означает, что Баха, Вивальди, Моцарта и т.д. играют по-прежнему «на глазок», исходя из традиций и собственных ощущений.
На фото композитор Д. Лигети, создавший своего рода Гимн Метроному – «Поэму» исключительно из метрономических ударов. О Лигети и «Поэме» см. след. страницу.
«СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА ДЛЯ 100 МЕТРОНОМОВ» Д. ЛИГЕТИ
Дьердь Шандор Лигети – (1923-2006) венгерский, австрийский композитор, педагог.
Родился и сформировался как музыкант в Венгрии. В 1956 году в возрасте 33 лет, после венгерского восстания, задавленного советской армией, Лигети бежал в Австрию, где и оставался до конца жизни. Именно там созданы сочинения, сделавшие его известным всему миру. Лигети – композитор-авангардист, изобретателем микрополифонии, когда многоголосие настолько сверхмногоголосное, либо настолько плотное, что уже невозможно отличить одну партию от другой (словно гул толпы) и развитие осуществляется за счет тембровых красок и их смещений и наползаний.
Композитором создано множество сочинений в различных жанрах как инструментальных, так и вокальных. Особой популярностью пользуются его сложнейшие и виртуознейшие фортепианные этюды. Не менее знамениты его прелюдия для автомобильных клаксонов, и прелюдия для дверных звонков из абсурдистской оперы «Великий Мертвиарх» (Le Grand Macabre). Мощнейшим сочинением Лигети является «Реквием» – сочинение-катастрофа, сочинение-истерия, сочинение, отражающее картину страшного суда напряженнейшими, сверхломаными, катастрофными музыкальными средствами 20 столетия. Ну и, наконец,
«Симфоническая поэма для ста метрономов». Сочинение написано сорокалетним композитором (1962 год). Блистательный пример самоорганизующегося ритма в музыке. Сто метрономов заранее программируются на определенный темп и определенное время. Через определенное время метрономы один за другим начинают останавливаться. Ритмические акценты то и дело смещаются. Дрожь пробирает. Чистый, «голый» ритм воздействует на человека магически. Перебросы из одного ритмического состояния в другое, а затем «уход» в небытие одного героя за другим создают весьма драматическую и даже трагическую атмосферу. Не случайно, что эта поэма звучала на похоронах композитора. И последний звук последнего останавливающегося метронома воспринимался там совершенно однозначно.
Д. Лигети «Симфоническая поэма для ста метрономов» – слушать