
ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ТИШИНА В МУЗЫКЕ

Джон Кейдж. «4'33"».
Альфред Шнитке. Концерт №4 для скрипки с оркестром.
Евгений Костицын. «Минута молчания».
Пауза в музыке.
1. Целая пауза.
2. Половинная или «вторая» пауза.
3. Четвертная или «четвертая» пауза.
4. Восьмая пауза.
5. Шестнадцатая пауза.
6. Тридцать вторая пауза и т.д.
1. Целая пауза.
2. Половинная или «вторая» пауза.
3. Четвертная или «четвертая» пауза.
4. Восьмая пауза.
5. Шестнадцатая пауза.
6. Тридцать вторая пауза и т.д.
Тишина в музыке. Во все времена сочинители музыки использовали в своих сочинениях паузы – молчание, которое как прерванное дыхание оттеняло фактуру непосредственного звучания. Паузы имеют различную длительность – от едва заметной (шестьдесятчетвертая) до очень значительной (бревис).
Кроме того, существует в музыке и так называемая генеральная пауза. Обозначается – Generalpause, G.Р. Это одновременная длительная пауза всего оркестра (ансамбля). Продолжительность G.Р. – не менее такта. Особенно характерны для произведений внезапные G.Р., резко останавливающие течение музыки и имеющие драматургически очень важное конфликтное значение.
Так, в первой части Восьмой «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта певучая тема вдруг неожиданно прерывается и, после одного такта напряженного молчания всего оркестра, раздаются грозные аккорды. Словно после перехваченного дыхания, после своеобразного шока пришло осознание случившейся трагедии.
В менуэте из симфонии №104 Йозефа Гайдна используется двухтактовая пауза. Но она, в отличие от шубертовской генеральной паузы, использована для юмористического эффекта, когда после неожиданного перерыва, продержав слушателя в некоторм напряжении, тема благополучно заканчивается. Словно вздох облегчения.
В конце двадцатого века молчание (пауза) в музыке все чаще стала приобретать и иные значения. Например, у российского композитора А. Шнитке в скрипичном концерте №4 имеется так называемая «каденция-визуале». Скрипач играет пассаж, который звучит все выше и выше. И когда уже кажется, что звуки достигли запредельной высоты, смычок, словно вырываясь за пределы возможного, «играет» по воздуху (имитирует звучание).
Встречаются также сочинения, где регулярные «взрывные» длительные паузы создают ощущение стоп-кадров, фиксирующих наше внимание на отдельных музыкальных эпизодах. Т.е. паузы как бы ритмизованы: звучание – пауза, звучание – пауза, звучание – пауза.
Наиболее радикально использовано молчание в фортепианной пьесе «4'33"» американского композитора Джона Кейджа. На протяжении всех четырех минут тридцати трех секунд со сцены не издается не одного звука. Здесь молчание, пауза, тишина приобретают в контексте музыки некое трансцендентное значение.
Уникальным произведением тишины является «Минута молчания» Евгения Костицына «русского композитора, живущего в Америке», как определяет себя он сам. Редчайший случай в мировой культуре, когда название произведения и его верхний ассоциативный слой при восприятии сочинения совпадают с унисонной резонансной волной миллиардов людей. Даже оторопь берет.
Ассоциативный ряд первого порядка при общении с данным сочинением обусловлен мгновенной реакцией на название, на ритуальную символику общепринятой в мире «минуты молчания», на то, что перед нами минутный реквием по чему-то очень своему, личному, трагическому. И только потом начинаешь допускать возможность и иной трактовки. К примеру, что возможна интерпретация «минуты» как минуты размышления перед тем, как ступить в неизвестное, пойти по новому жизненному пути. Или минута «послевкусия», задержки своей памяти на том, что состоялось несколько мгновений назад и уже никогда не вернется.
Вообще, довольно трудно представить себе зрителя в концертном зале, который был бы безассоциативен, равнодушен, анемичен, пуст при исполнении «Минуты молчания» Е. Костицина.
Кроме того, существует в музыке и так называемая генеральная пауза. Обозначается – Generalpause, G.Р. Это одновременная длительная пауза всего оркестра (ансамбля). Продолжительность G.Р. – не менее такта. Особенно характерны для произведений внезапные G.Р., резко останавливающие течение музыки и имеющие драматургически очень важное конфликтное значение.
Так, в первой части Восьмой «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта певучая тема вдруг неожиданно прерывается и, после одного такта напряженного молчания всего оркестра, раздаются грозные аккорды. Словно после перехваченного дыхания, после своеобразного шока пришло осознание случившейся трагедии.
В менуэте из симфонии №104 Йозефа Гайдна используется двухтактовая пауза. Но она, в отличие от шубертовской генеральной паузы, использована для юмористического эффекта, когда после неожиданного перерыва, продержав слушателя в некоторм напряжении, тема благополучно заканчивается. Словно вздох облегчения.
В конце двадцатого века молчание (пауза) в музыке все чаще стала приобретать и иные значения. Например, у российского композитора А. Шнитке в скрипичном концерте №4 имеется так называемая «каденция-визуале». Скрипач играет пассаж, который звучит все выше и выше. И когда уже кажется, что звуки достигли запредельной высоты, смычок, словно вырываясь за пределы возможного, «играет» по воздуху (имитирует звучание).
Встречаются также сочинения, где регулярные «взрывные» длительные паузы создают ощущение стоп-кадров, фиксирующих наше внимание на отдельных музыкальных эпизодах. Т.е. паузы как бы ритмизованы: звучание – пауза, звучание – пауза, звучание – пауза.
Наиболее радикально использовано молчание в фортепианной пьесе «4'33"» американского композитора Джона Кейджа. На протяжении всех четырех минут тридцати трех секунд со сцены не издается не одного звука. Здесь молчание, пауза, тишина приобретают в контексте музыки некое трансцендентное значение.
Уникальным произведением тишины является «Минута молчания» Евгения Костицына «русского композитора, живущего в Америке», как определяет себя он сам. Редчайший случай в мировой культуре, когда название произведения и его верхний ассоциативный слой при восприятии сочинения совпадают с унисонной резонансной волной миллиардов людей. Даже оторопь берет.
Ассоциативный ряд первого порядка при общении с данным сочинением обусловлен мгновенной реакцией на название, на ритуальную символику общепринятой в мире «минуты молчания», на то, что перед нами минутный реквием по чему-то очень своему, личному, трагическому. И только потом начинаешь допускать возможность и иной трактовки. К примеру, что возможна интерпретация «минуты» как минуты размышления перед тем, как ступить в неизвестное, пойти по новому жизненному пути. Или минута «послевкусия», задержки своей памяти на том, что состоялось несколько мгновений назад и уже никогда не вернется.
Вообще, довольно трудно представить себе зрителя в концертном зале, который был бы безассоциативен, равнодушен, анемичен, пуст при исполнении «Минуты молчания» Е. Костицина.
Джон Кейдж. 4'33" – слушать
http://www.classic-online.ru/ (Шуберт. 8 симфония – слушать)
http://www.classic-online.ru/ (Шнитке. Концерт №4 для скрипки с оркестром – слушать)



