ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
КВАДРАТУРА МУЗЫКИ
(Ассоциация по А. Веберну)
S A T O R A R E P O T E N E T O P E R A R O T A S C D E F G A H C D E F G A H C D E F G A H C D E F G A H C D E F G A H C D E F G A H C D E F G A H C D E F G A H C D E F G A H C До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До
Антон фон Веберн (1883 – 1945) – австрийский композитор, музыковед, дирижер.
Веберн занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало решающее влияние на формирование и его личности, и его творчества. В классе Шёнберга Веберн сблизился с другим выдающимся композитором Альбаном Бергом. Их триумвират вошел в историю музыки под названием «Новой венской школы». Сам Веберн считал, что Шёнберг – голова, а он и Берг – крылья Шёнберга.
Музыка Веберна нечасто звучала в концертах при его жизни. Первый концерт, целиком составленный из его произведений, состоялся только в 1931 году, т.е. когда Веберну было пятьдесят лет.
Ученик и последователь создателя «додекафонной, серийной» музыки Шенберга, Веберн довел принципы «додекафонии» до крайних форм выражения. Веберн стал куда более последовательным додекафонистом, чем первооткрыватель этого метода.
Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жесткой конструктивной схемой и предельной абстрактностью мышления. Кроме того, Вебер единственный композитор в мире, чьи произведения невероятно малы, невероятно лаконичны.
По выражению Игоря Стравинского, Веберн «открыл новое измерение музыкального времени». Его музыка небывало сжата по объему. Все написанные им за шестьдесят два года произведения – 31 опус – требуют для своего исполнения всего два с половиной часа чистого звучания. Самое пространное сочинение – шестичастная Вторая кантата – звучит около двенадцати минут. Самые короткие – секунды.
К примеру, в цикле «Багатели» первая пьеса длится десять секунд, вторая и четвертая – по восемь, третья и шестая – по девять, пятая – тринадцать секунд. Арнольд Шенберг писал об этих пьесах, что в них «каждый взгляд становится поэмой, каждый вздох звучит как роман».
При этом у слушателей возникает ощущение гораздо большей временной протяженности этих пьес. Вероятно, это объясняется содержательной насыщенностью, содержательной плотностью каждого звучащего мгновения музыки, что нарушает представление о привычном отсчете времени. Кроме того, звуки у Веберна словно разбросаны в пространстве словно точки или крошечные звезды.
В сущности, Веберн заново открыл метафизическую, чистую природу звука, освобожденного от ладовых и тонально-гармонических связей, и представил его слушателю в предельно концентрированном состоянии. Спрессованность во времени и в то же время пространственная разреженнность (удаленность друг от друга рассредоточенных по всему диапазону звуков) вызывают ощущение бесплотности, ирреальности.
Веберн мыслит звуковыми точками, а не протяженной мелодической линией или аккордовыми гроздьями. Поэтому его метод часто называют пуантилизмом по аналогии с точечной манерой живописи Поля Синьяка.
Жизнь Веберна оборвалась трагично вскоре после окончания войны в Миттерзиле, занятом тогда американскими войсками. Был объявлен комендантский час: после девяти часов вечера нельзя было находиться на улице. Веберн вышел из дому, чтобы сигарный дым не мешал сну детей сестры, у которой он жил, и был застрелен тремя выстрелами из пистолета солдатом американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажженной Веберном, за что-то другое.
SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS – А. Веберн однажды проил¬люстрировал основной принцип композиторской додекафонной техники следующими словами: «Я составил такой «ряд», который уже сам по себе содержит очень сложные связи, ряд, который, возможно, чем-то походит на знаменитое старое изречение – SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS…».
Веберн занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало решающее влияние на формирование и его личности, и его творчества. В классе Шёнберга Веберн сблизился с другим выдающимся композитором Альбаном Бергом. Их триумвират вошел в историю музыки под названием «Новой венской школы». Сам Веберн считал, что Шёнберг – голова, а он и Берг – крылья Шёнберга.
Музыка Веберна нечасто звучала в концертах при его жизни. Первый концерт, целиком составленный из его произведений, состоялся только в 1931 году, т.е. когда Веберну было пятьдесят лет.
Ученик и последователь создателя «додекафонной, серийной» музыки Шенберга, Веберн довел принципы «додекафонии» до крайних форм выражения. Веберн стал куда более последовательным додекафонистом, чем первооткрыватель этого метода.
Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жесткой конструктивной схемой и предельной абстрактностью мышления. Кроме того, Вебер единственный композитор в мире, чьи произведения невероятно малы, невероятно лаконичны.
По выражению Игоря Стравинского, Веберн «открыл новое измерение музыкального времени». Его музыка небывало сжата по объему. Все написанные им за шестьдесят два года произведения – 31 опус – требуют для своего исполнения всего два с половиной часа чистого звучания. Самое пространное сочинение – шестичастная Вторая кантата – звучит около двенадцати минут. Самые короткие – секунды.
К примеру, в цикле «Багатели» первая пьеса длится десять секунд, вторая и четвертая – по восемь, третья и шестая – по девять, пятая – тринадцать секунд. Арнольд Шенберг писал об этих пьесах, что в них «каждый взгляд становится поэмой, каждый вздох звучит как роман».
При этом у слушателей возникает ощущение гораздо большей временной протяженности этих пьес. Вероятно, это объясняется содержательной насыщенностью, содержательной плотностью каждого звучащего мгновения музыки, что нарушает представление о привычном отсчете времени. Кроме того, звуки у Веберна словно разбросаны в пространстве словно точки или крошечные звезды.
В сущности, Веберн заново открыл метафизическую, чистую природу звука, освобожденного от ладовых и тонально-гармонических связей, и представил его слушателю в предельно концентрированном состоянии. Спрессованность во времени и в то же время пространственная разреженнность (удаленность друг от друга рассредоточенных по всему диапазону звуков) вызывают ощущение бесплотности, ирреальности.
Веберн мыслит звуковыми точками, а не протяженной мелодической линией или аккордовыми гроздьями. Поэтому его метод часто называют пуантилизмом по аналогии с точечной манерой живописи Поля Синьяка.
Жизнь Веберна оборвалась трагично вскоре после окончания войны в Миттерзиле, занятом тогда американскими войсками. Был объявлен комендантский час: после девяти часов вечера нельзя было находиться на улице. Веберн вышел из дому, чтобы сигарный дым не мешал сну детей сестры, у которой он жил, и был застрелен тремя выстрелами из пистолета солдатом американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажженной Веберном, за что-то другое.
SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS – А. Веберн однажды проил¬люстрировал основной принцип композиторской додекафонной техники следующими словами: «Я составил такой «ряд», который уже сам по себе содержит очень сложные связи, ряд, который, возможно, чем-то походит на знаменитое старое изречение – SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS…».