ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (1874 – 1951) – австрийский и американский композитор, дирижер, музыковед, художник-живописец. Является ярчайшим представителем музыкального экспрессионизма, а также родоначальником атональной музыки и «додекафонии».
Шёнберг – один из величайших музыкальных деятелей ХХ столетия, радикально обновивший музыкальный язык, музыкальные формы и жанры, технику вокального и оркестрового письма. При этом Шенберг был, по сути, музыкантом-самоучкой. Он не только не получил никакого системного музыкального образования, но и вообще не прошел ни композиторскую, ни исполнительскую школу ни у одного мало-мальски заметного музыканта. Не имея фундаментальной, базовой основы, Шёнберг, тем не менее, создал и возглавил композиторскую школу, известную в музыкальном мире как «Новая венская школа». Среди его учеников – выдающиеся композиторы Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. После переезда в Америку его учеником становится еще один музыкальный ниспровергатель – Джон Кейдж.
Помимо преподавания, сочинения музыки, организации концертов и выступления в них в качестве дирижера Шёнберг был также автором книг, учебников, теоретических исследований и статей.
Кроме всего прочего, он написал более 300 картин. Гораздо больше, нежели музыкальных произведений. Как художник он стоял на позициях чистого экспрессионизма. Настоящая история живописи начинается, по Шёнбергу, только с абстрактного искусства.
В 1898 году в одном из концертов в Вене были исполнены первые песенные опусы двадцатичетырехлетнего Шёнберга. При исполнении в зале начался скандал, «и с тех пор, – с юмором писал композитор, – скандалы уже не прекращались».
Среди принципиально важных сочинений Шенберга – симфоническая поэма для оркестра «Пеллеас и Мелизанда»; Камерная симфония; пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге «Книга висячих садов»; опера «Счастливая рука»; «Лунный Пьеро» – двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов; квинтет для деревянных духовых и валторн; «Ода Наполеону» для чтеца, струнного квартета и фортепиано; концерт для фортепиано с оркестром; четыре струнных квартета.
Всего Шенберг написал около шестидесяти сочинений.
Шенберг страдал редкой болезнью – трискайдекафобией, т.е. параноидальной боязнью числа 13. Он, кстати, родился 13 числа и 13-го умер. Однажды отказался жить в доме №13. По легенде в день смерти весь день 13-го июля Шенберг пролежал в постели, предчувствуя смерть, и отказываясь вставать. Последним его словом было – «гармония». За 13 минут до полуночи он покинул мир.
Любопытная мысли возникают, когда возводишь два ряда: первый – трискайдекафобия (13) – болезнь Шенберга; второй – додекафония (12) – метод сочинительства музыки, созданный Шенбергом. Мистика.
Умер Арнольд Шенберг в Калифорнии. Похоронен на Центральном кладбище Вены.
«Додекафония» (от греч. dodeka – двенадцать и ponn – звук, буквально – двенадцатизвучие) – способ сочинять музыку, как писал Шенберг, пользуясь «двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами».
В классической «дошенберговской» музыке доминировали семь звуков из двенадцати. Музыка была тональной. В зависимости от определяющего, «главного» звука произведение имело ярко выраженную тональность и лад: фуга ре минор, соната соль мажор, вальс си минор и т.д. Именно эти семь главных звуков «держали» тональность, т.е. фундамент любого музыкального сочинения.
По Шёнбергу, все двенадцать звуков в произведении равноправны. Главных, доминирующих звуков в сочинении нет. Тональный фундамент исчез, и это явление стало называться атональной музыкой, которая стала самостоятельным явлением в музыкальном искусстве. Неопытный слушатель при восприятии такой музыки начинает мгновенно «плыть», теряться. Он не находит для себя привычных слуховых ориентиров, маяков, опор.
Шёнберг – один из величайших музыкальных деятелей ХХ столетия, радикально обновивший музыкальный язык, музыкальные формы и жанры, технику вокального и оркестрового письма. При этом Шенберг был, по сути, музыкантом-самоучкой. Он не только не получил никакого системного музыкального образования, но и вообще не прошел ни композиторскую, ни исполнительскую школу ни у одного мало-мальски заметного музыканта. Не имея фундаментальной, базовой основы, Шёнберг, тем не менее, создал и возглавил композиторскую школу, известную в музыкальном мире как «Новая венская школа». Среди его учеников – выдающиеся композиторы Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. После переезда в Америку его учеником становится еще один музыкальный ниспровергатель – Джон Кейдж.
Помимо преподавания, сочинения музыки, организации концертов и выступления в них в качестве дирижера Шёнберг был также автором книг, учебников, теоретических исследований и статей.
Кроме всего прочего, он написал более 300 картин. Гораздо больше, нежели музыкальных произведений. Как художник он стоял на позициях чистого экспрессионизма. Настоящая история живописи начинается, по Шёнбергу, только с абстрактного искусства.
В 1898 году в одном из концертов в Вене были исполнены первые песенные опусы двадцатичетырехлетнего Шёнберга. При исполнении в зале начался скандал, «и с тех пор, – с юмором писал композитор, – скандалы уже не прекращались».
Среди принципиально важных сочинений Шенберга – симфоническая поэма для оркестра «Пеллеас и Мелизанда»; Камерная симфония; пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге «Книга висячих садов»; опера «Счастливая рука»; «Лунный Пьеро» – двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов; квинтет для деревянных духовых и валторн; «Ода Наполеону» для чтеца, струнного квартета и фортепиано; концерт для фортепиано с оркестром; четыре струнных квартета.
Всего Шенберг написал около шестидесяти сочинений.
Шенберг страдал редкой болезнью – трискайдекафобией, т.е. параноидальной боязнью числа 13. Он, кстати, родился 13 числа и 13-го умер. Однажды отказался жить в доме №13. По легенде в день смерти весь день 13-го июля Шенберг пролежал в постели, предчувствуя смерть, и отказываясь вставать. Последним его словом было – «гармония». За 13 минут до полуночи он покинул мир.
Любопытная мысли возникают, когда возводишь два ряда: первый – трискайдекафобия (13) – болезнь Шенберга; второй – додекафония (12) – метод сочинительства музыки, созданный Шенбергом. Мистика.
Умер Арнольд Шенберг в Калифорнии. Похоронен на Центральном кладбище Вены.
«Додекафония» (от греч. dodeka – двенадцать и ponn – звук, буквально – двенадцатизвучие) – способ сочинять музыку, как писал Шенберг, пользуясь «двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами».
В классической «дошенберговской» музыке доминировали семь звуков из двенадцати. Музыка была тональной. В зависимости от определяющего, «главного» звука произведение имело ярко выраженную тональность и лад: фуга ре минор, соната соль мажор, вальс си минор и т.д. Именно эти семь главных звуков «держали» тональность, т.е. фундамент любого музыкального сочинения.
По Шёнбергу, все двенадцать звуков в произведении равноправны. Главных, доминирующих звуков в сочинении нет. Тональный фундамент исчез, и это явление стало называться атональной музыкой, которая стала самостоятельным явлением в музыкальном искусстве. Неопытный слушатель при восприятии такой музыки начинает мгновенно «плыть», теряться. Он не находит для себя привычных слуховых ориентиров, маяков, опор.
Сам же Шёнберг пошел еще дальше. Уйдя от диктата семизвучия в тональной музыке, он тут же устанавливает новый диктат. Композитор у него превращается в математика. Шенберг возводит в абсолют жесткие композиционные правила, по которым музыка должна строиться (именно строиться) из набора серий по двенадцать (12) звуков. Отсюда выражение – «серийная техника» или «серийная музыка» – додекафония (двенадцатизвучие). Композитор строит некую конструкцию из двенадцати звуков (серию), а затем начинает играть с нею по особым правилам.
Первоначально доминировали очень жесткие законы и правила, по которым должно строиться «серийное» музыкальное произведение.
К примеру, серия должна была излагаться в следующих последовательностях:
– прямо, т.е. от начала к концу (стр. 364);
– ракоходно, т.е. от конца к началу (стр.365);
– в инверсии, т.е. перевернуто относительно горизонтали (стр. 366);
– ракоходно-инверсионно (стр.367).
Затем математических вариантов стало появляться все больше и больше. В конечном итоге представление о додекафонной технике сохранилось лишь в базовом понимании, однако использоваться она стала весьма вольно и индивидуально. Именно в такой транскрипции необходимо воспринимать и стихотворный цикл «Додекафонное лето».
К додекафонной технике Шёнберг пришел не сразу. Несколько лет он вообще не писал никакой музыки. Был период размышлений.
Целью создания новой системы было желание Шенберга найти противовес романтической чувственности и более адекватному отражению жесткой действительности после второй мировой войны. Кроме того, тональная музыка стала себя исчерпывать. Необходимо было совершить тональную революцию. Шенберг её совершил. Музыка вырвалась за пределы прежних ограничений. Правда тот же Шенберг придумал новые границы, но постепенно сам же и стал их разрушать. В итоге, музыкальное сочинительсво получило абсолютную свободу. Хорошо это или плохо? Когда «абсолютная свобода» находится в руках гения, она обретает завершенные и совершенные черты. Ну а бездарь, он и в тональной ситеме бездарь.
Первые додекафонные произведения Шёнберга написаны для малых составов: «Пять пьес для фортепиано», «Квинтет для духовых инструментов», «Струнный квартет №1». Эти произведения сухи, лишены всяческих признаков эмоциональности в классическом и романтическом смысле слова. Автор словно наслаждается строгой, математической выверенностью и красотой структуры. Не звука, а именно структуры.
Радикальное изменение Шенбергом композиторского письма и основ музыки потребовали от традиционного слушателя не менее революционных усилий для радикальной перестройки своего слуха и своих принципов восприятия музыки. И эта перестройка продолжается до сих пор.
Принципы метода додекафонии излагаются в романе Т. Манна «Доктор Фаустус». И предстают они как собственное открытие героя Т. Манна – композитора Леверкюна – в 22-й главе романа. Это, кстати, вызвало резкий, чуть ли не истерический протест Шёнберга еще до выхода романа в свет.
В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.
Первоначально доминировали очень жесткие законы и правила, по которым должно строиться «серийное» музыкальное произведение.
К примеру, серия должна была излагаться в следующих последовательностях:
– прямо, т.е. от начала к концу (стр. 364);
– ракоходно, т.е. от конца к началу (стр.365);
– в инверсии, т.е. перевернуто относительно горизонтали (стр. 366);
– ракоходно-инверсионно (стр.367).
Затем математических вариантов стало появляться все больше и больше. В конечном итоге представление о додекафонной технике сохранилось лишь в базовом понимании, однако использоваться она стала весьма вольно и индивидуально. Именно в такой транскрипции необходимо воспринимать и стихотворный цикл «Додекафонное лето».
К додекафонной технике Шёнберг пришел не сразу. Несколько лет он вообще не писал никакой музыки. Был период размышлений.
Целью создания новой системы было желание Шенберга найти противовес романтической чувственности и более адекватному отражению жесткой действительности после второй мировой войны. Кроме того, тональная музыка стала себя исчерпывать. Необходимо было совершить тональную революцию. Шенберг её совершил. Музыка вырвалась за пределы прежних ограничений. Правда тот же Шенберг придумал новые границы, но постепенно сам же и стал их разрушать. В итоге, музыкальное сочинительсво получило абсолютную свободу. Хорошо это или плохо? Когда «абсолютная свобода» находится в руках гения, она обретает завершенные и совершенные черты. Ну а бездарь, он и в тональной ситеме бездарь.
Первые додекафонные произведения Шёнберга написаны для малых составов: «Пять пьес для фортепиано», «Квинтет для духовых инструментов», «Струнный квартет №1». Эти произведения сухи, лишены всяческих признаков эмоциональности в классическом и романтическом смысле слова. Автор словно наслаждается строгой, математической выверенностью и красотой структуры. Не звука, а именно структуры.
Радикальное изменение Шенбергом композиторского письма и основ музыки потребовали от традиционного слушателя не менее революционных усилий для радикальной перестройки своего слуха и своих принципов восприятия музыки. И эта перестройка продолжается до сих пор.
Принципы метода додекафонии излагаются в романе Т. Манна «Доктор Фаустус». И предстают они как собственное открытие героя Т. Манна – композитора Леверкюна – в 22-й главе романа. Это, кстати, вызвало резкий, чуть ли не истерический протест Шёнберга еще до выхода романа в свет.
В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.