ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ЛЕТО а ля СОНОРЕ
(Ассоциация по раннему Э. Варезу)
Лето. Полдень. Над миром вселенская нега.
По лугам – разноцветье мелодий и трав,
В стиле блюз – голубая рапсодия неба,
По лесам – перекличка ленивых октав.
По лесам – перекличка щеглов и кукушек,
И на каждое До – посвист Си-Си-Си-До,
Легким эхом – синицы с берез на опушках,
И томительно иволга – круглым У-О.
По лугам вперемежку шмели и ромашки –
Желто-белых мелодий хмелевый дуэт,
По-над ним нараспашку, в цветастых рубашках,
Весь стрекочущий мир стрекачё-стрекачет.
Легкий пух облаков чуть колышется в танце –
Голубые тона в золотистых тонах.
Здесь рапсодия лета с рапсодией солнца
Точно в полдень сошлись в золотых облаках.
Лето – флейтой, певучею сладкою негой,
Весь стрекочущий мир – нараспашку в лугах,
Знойный блюз – в бесконечности синего неба,
И распев Си-Си-До – нерастрачен в лесах.
По лугам – разноцветье мелодий и трав,
В стиле блюз – голубая рапсодия неба,
По лесам – перекличка ленивых октав.
По лесам – перекличка щеглов и кукушек,
И на каждое До – посвист Си-Си-Си-До,
Легким эхом – синицы с берез на опушках,
И томительно иволга – круглым У-О.
По лугам вперемежку шмели и ромашки –
Желто-белых мелодий хмелевый дуэт,
По-над ним нараспашку, в цветастых рубашках,
Весь стрекочущий мир стрекачё-стрекачет.
Легкий пух облаков чуть колышется в танце –
Голубые тона в золотистых тонах.
Здесь рапсодия лета с рапсодией солнца
Точно в полдень сошлись в золотых облаках.
Лето – флейтой, певучею сладкою негой,
Весь стрекочущий мир – нараспашку в лугах,
Знойный блюз – в бесконечности синего неба,
И распев Си-Си-До – нерастрачен в лесах.
А ля соноре – от лат. sonorus – звонкий, звучный. Cонористика – одно из самых заметных явлений в музыкальном искусстве 20 века. Сущность сонористики заключается в выдвижении тембра, окраски звука на роль основного фактора музыки. По сонористике именно сочетания тембров и их динамика и являются движителем музыкального произведения. Термин введен польским музыковедом Юзефом Хоминьским в 60-х годах ХХ века. Сонористика, в сегодняшнем представлении, оперирует как фиксированными музыкальными звуками, так и шумами, звуковыми кластерами (в переводе – гроздь). Современные музыкальные синтезаторы, генерирующие звуки в самых немыслимых сочетаниях, расширили сферу сонорного звучания едва ли не до безграничности. Возникновение сонористики относится к концу 50-х – началу 60-х годов ХХ века. Однако еще раньше начали игру со звуками и тембрами импрессионисты, а подхватил ее в двадцатых годах Э. Варез.
Эдгар Варез (1883 – 1965) – французско-американский композитор, музыкальный общественный деятель, дирижер.
Э. Варез это совершенно особое имя в ряду музыкальных классиков ХХ века. Его называют «Творец и пророк нового звука». Учился в Туринской и Парижской консерваториях. В юности на него оказало большое влияние творчество композитора-импрессиониста Дебюсси. Игра импрессионистов с тембрами, звуковыми красками во многом и определила новаторство Вареза.
Его также называют «отцом электронной музыки». Именно благодаря Варезу электронная музыка обрела свой главный признак – использование нестандартных тембров музыкальных инструментов, а затем и немузыкальных, т.е. шумовых. Своей музыкой он доказал важнейший принцип всей современной музыки: звук, его окраска и физические характеристики, важны ничуть не менее мелодии и гармонии, с его точки зрения, сильно переоцененных в традиционной музыке.
Первым экспериментом такого рода стала его композиция Hyperprism (Гиперпризма) – 1923 год. На премьерном исполнении Hyperprism творилось нечто невероятное – часть публики кричала и топала ногами, а затем и вовсе возмущенно покинула зал, оставшиеся же просили сыграть странное произведение, написанное для колокольчиков, трещоток, цимбал, наковален, там-тамов, индейских бубнов и тамбуринов, на бис.
В следующем заметном произведении – Ionisation (Ионизация) – Варез, помимо 41 ударного инструмента, применил в качестве солирующих инструментов две сирены. Их меняющаяся тональность звучания натолкнула Вареза на мысль взять за основу музыкальные инструменты и подстраивать их во время концерта. Ныне этот прием более чем популярен у самых различных композиторов.
Через несколько лет после шумных экспериментов Варез замолчал почти на двадцать лет. В 1954 году молчание было прервано произведением «Пустыни», в котором кроме инструментов используется магнитофонная лента. А в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была исполнена с использованием 300 динамиков «Электронная поэма».
Сам Варез определял музыку как «научное искусство». С точки зрения «научности» и «игры с тембрами» интересно посмотреть на названия некоторых его сочинений и их составы инструментов.
– «Гиперпризма» (Hyperprism) для 9 духовых и 7 ударных.
– «Восьмигранник» (Octandre) для 8 инструментов.
– «Интегралы» (Intégrales) для 11 духовых и 4 ударных.
– «Ионизация» (Ionisation) для 41 ударного инструмента и двух сирен.
– «Экваториал» (Ecuatorial) для баса или одноголосого хора, 8 медных духовых, фортепиано, органа, двух терменвоксов или «ондесов мартенотов» и 6 ударных.
– «Электронная поэма» (Poème électronique) – использовалось 300 динамиков.
Музыка Вареза самым невероятным образом сочетает в себе чувственное, физическое воздействие сонорных «звуковых масс» на слушателя и рафинированную интеллектуальность музыкальных конструкций. Сам Э. Варез говорил: «Я был в искусстве кем-то вроде одержимого Парсифаля, но искал не столько святой Грааль, сколько бомбу, могущую взорвать музыкальный универсум».
Варез, подобно композитору А. Шенбергу, страстно увлекался живописью и создавал картины, которые в чем-то просто фантастически похожи на его музыку.
Музыка, созданная композитором, столь уникальна, что даже коллеги-современники считали его отщепенцем и маргиналом и отводили ему место на обочине магистрального развития музыкального искусства. Критика же того времени вообще была либо отрицательна, либо просто игнорировала его существование.
Его также называют «отцом электронной музыки». Именно благодаря Варезу электронная музыка обрела свой главный признак – использование нестандартных тембров музыкальных инструментов, а затем и немузыкальных, т.е. шумовых. Своей музыкой он доказал важнейший принцип всей современной музыки: звук, его окраска и физические характеристики, важны ничуть не менее мелодии и гармонии, с его точки зрения, сильно переоцененных в традиционной музыке.
Первым экспериментом такого рода стала его композиция Hyperprism (Гиперпризма) – 1923 год. На премьерном исполнении Hyperprism творилось нечто невероятное – часть публики кричала и топала ногами, а затем и вовсе возмущенно покинула зал, оставшиеся же просили сыграть странное произведение, написанное для колокольчиков, трещоток, цимбал, наковален, там-тамов, индейских бубнов и тамбуринов, на бис.
В следующем заметном произведении – Ionisation (Ионизация) – Варез, помимо 41 ударного инструмента, применил в качестве солирующих инструментов две сирены. Их меняющаяся тональность звучания натолкнула Вареза на мысль взять за основу музыкальные инструменты и подстраивать их во время концерта. Ныне этот прием более чем популярен у самых различных композиторов.
Через несколько лет после шумных экспериментов Варез замолчал почти на двадцать лет. В 1954 году молчание было прервано произведением «Пустыни», в котором кроме инструментов используется магнитофонная лента. А в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была исполнена с использованием 300 динамиков «Электронная поэма».
Сам Варез определял музыку как «научное искусство». С точки зрения «научности» и «игры с тембрами» интересно посмотреть на названия некоторых его сочинений и их составы инструментов.
– «Гиперпризма» (Hyperprism) для 9 духовых и 7 ударных.
– «Восьмигранник» (Octandre) для 8 инструментов.
– «Интегралы» (Intégrales) для 11 духовых и 4 ударных.
– «Ионизация» (Ionisation) для 41 ударного инструмента и двух сирен.
– «Экваториал» (Ecuatorial) для баса или одноголосого хора, 8 медных духовых, фортепиано, органа, двух терменвоксов или «ондесов мартенотов» и 6 ударных.
– «Электронная поэма» (Poème électronique) – использовалось 300 динамиков.
Музыка Вареза самым невероятным образом сочетает в себе чувственное, физическое воздействие сонорных «звуковых масс» на слушателя и рафинированную интеллектуальность музыкальных конструкций. Сам Э. Варез говорил: «Я был в искусстве кем-то вроде одержимого Парсифаля, но искал не столько святой Грааль, сколько бомбу, могущую взорвать музыкальный универсум».
Варез, подобно композитору А. Шенбергу, страстно увлекался живописью и создавал картины, которые в чем-то просто фантастически похожи на его музыку.
Музыка, созданная композитором, столь уникальна, что даже коллеги-современники считали его отщепенцем и маргиналом и отводили ему место на обочине магистрального развития музыкального искусства. Критика же того времени вообще была либо отрицательна, либо просто игнорировала его существование.