ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
МУЗЫКА – ЖЕНСКОГО РОДА, НО…
Мелодия...
Муза...
Музыка… –
Музыкант…
Композитор…
Дирижер…
Гений… –
Муза...
Музыка… –
Богиня. Женщина. Загадка.
Любовь и тайна.
Музыкант…
Композитор…
Дирижер…
Гений… –
Мужчина. И только мужчина.
Существует более чем странная загадка. Великих, гениальных женщин в музыкальном искусстве не наблюдалось.
Монахиня Хильдегарда Бингенская (1098 – 1179) потрясает воображение многогранностью – пророчица, визионер (склонность к видениям), целитель, поэт, художник, автор работ по медицине, физике, космологии. И автор музыкальных сочинений, безусловно неординарных, резонирующих, но … (О Хильдегарде см. стр. 160-161).
Определенным исключением также является советский композитор Александра Пахмутова, которую критики нередко называют выдающимся композитором, при этом всегда добавляют – песенником. Формат ее достижений – исключительно песня: гражданская и лирическая, и что немаловажно, предназначенная сугубо для эстрадного исполнения и никак не для концерта академической серьезной музыки. Знает мир и Софию Губайдуллину, к которой музыковеды относятся с величайшим пиететом, чье творчество, безусловно, талантливое незаурядное явление в музыке конца 20 начала 21 века. Талантливое, неординарное, однако …
Та же ситуация и в исполнительском инструментальном искусстве. Нет ни одной гениальной пианистки, скрипачки, виолончелистки, дирижера и т.д. Сложнее в сфере вокального искусства. Здесь, безусловно, есть женщины-звезды мировой величины. И все же в ранге о ранжирах трудно назвать хотя бы одно женское имя, которое можно было бы поставить в один ряд с такими именами, как Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Марио дель Монако. Быть может – Мария Калласс. Но как только мы унифицируем исполнительский ряд и вводим в него такие имена, как Ференц Лист, Никколо Паганини, Фредерик Шопен, Давид Ойстрах, Герберт Караян, Мстислав Ростропович, Владимир Горовиц, Юрий Башмет, то женский его сегмент оказывается незаполненным.
В живописи та же история. В литературе ситуация позамысловатее, но, в целом, тенденция близка к «музыкальной» и «живописной». И философской. И теософской. И научной. И ……
Почему так?
Тайна сия великая есть.
Быть может, дело в Боге, происхождении женщины и… яблоке. Том самом яблоке, что из Эдемского сада. Сорвала его Ева, дала вкусить Адаму и открыла ему мир познаний и греха, что, собственно, и есть основной предмет искусства. Тайна сия великая есть.
Женщина с яблоком – более чем ассоциативный образ. Богиня. Муза.
ИГРАЙ, МУЗЫКАНТ
Играй, музыкант, ты играй, родимый,
На улице мгла, чорный дождь постылый,
На улице жизнь – жестокА-жестОка,
Играй, музыкант, высокО-высОко.
Случались года – опалИ-палИмы,
Бывали года – разлюли-малина,
Играл музыкант высоко и тонко,
Играл музыкант озорно и звонко.
Играй, музыкант, ты играй, родимый,
Играй по судьбе нелюби-любимой,
Играй на бегу, на беду и счастье,
На светлом ветру и в нена-ненастье.
Ты очень хорош на балу. Во фраке.
Ты очень неплох в кабаке. И в драке.
Ты – шут. Ты – король. Ты – фигляр увечный.
И ты – навсегда, на века, навечно.
Играй, музыкант, ты играй, хороший,
Пусть даже ты пьян, позабыт и брошен,
Играй для своих, для чужи-чужалых.
Играй, музыкант, оглашенно-шалый.
Мелькали года, города и страны,
Ты в странах играл, городах, туманах,
Играл у костра хорошо и строго,
Играл для звезды, иногда для Бога.
Встречали тебя королевы в ложах,
Ах, как ты играл, как играл ты, Боже!
А если вокруг гопота и смерды,
Играл ты для них всё равно – бессмертно.
Играй, музыкант, ты играй, родимый,
Играй, музыкант, нелюби-любимый,
Играй, музыкант, оглашенно-шалый,
Играй, музыкант, ты – прекрасный малый.
На улице мгла, чорный дождь постылый,
На улице жизнь – жестокА-жестОка,
Играй, музыкант, высокО-высОко.
Случались года – опалИ-палИмы,
Бывали года – разлюли-малина,
Играл музыкант высоко и тонко,
Играл музыкант озорно и звонко.
Играй, музыкант, ты играй, родимый,
Играй по судьбе нелюби-любимой,
Играй на бегу, на беду и счастье,
На светлом ветру и в нена-ненастье.
Ты очень хорош на балу. Во фраке.
Ты очень неплох в кабаке. И в драке.
Ты – шут. Ты – король. Ты – фигляр увечный.
И ты – навсегда, на века, навечно.
Играй, музыкант, ты играй, хороший,
Пусть даже ты пьян, позабыт и брошен,
Играй для своих, для чужи-чужалых.
Играй, музыкант, оглашенно-шалый.
Мелькали года, города и страны,
Ты в странах играл, городах, туманах,
Играл у костра хорошо и строго,
Играл для звезды, иногда для Бога.
Встречали тебя королевы в ложах,
Ах, как ты играл, как играл ты, Боже!
А если вокруг гопота и смерды,
Играл ты для них всё равно – бессмертно.
Играй, музыкант, ты играй, родимый,
Играй, музыкант, нелюби-любимый,
Играй, музыкант, оглашенно-шалый,
Играй, музыкант, ты – прекрасный малый.
Играй, музыкант –
Навсегда. На века. Навечно.
Играй, музыкант, безупре … у-вечный!
И-и-и-грай!
Навсегда. На века. Навечно.
Играй, музыкант, безупре … у-вечный!
И-и-и-грай!