ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
Б. Г.
(Борис Гребенщиков)
Жил Б.Г. – то ль мудрец, то ли неуч,
Пел Б.Г. – петербургскую немочь,
Вел Б.Г. – истончившийся голос
По индусским заносам…
Был Б.Г. – остранённым и странным,
Шел Б.Г. – шел неровно, шел рвано,
Выл Б.Г. – офлажкованным волком,
Непрочитанный верно,
Слог Б.Г. – от серебряной ветви,
Смел Б.Г. – петь свободно и в клетке,
Сход Б.Г. – от креста до нирваны
То ли в чем-то оправдан,
Стал Б.Г. – задыхаться до срока,
Счёл Б.Г. – что – пора! В одинокость!
Смог Б.Г. – отрешиться от мира,
Завершиться собою…
Головою седою,
Отгоревшей душою,
Злой, предсмертной тоскою,
И далёкой строкою –
Пел Б.Г. – петербургскую немочь,
Вел Б.Г. – истончившийся голос
По индусским заносам…
в постсоветскую морось.
Был Б.Г. – остранённым и странным,
Шел Б.Г. – шел неровно, шел рвано,
Выл Б.Г. – офлажкованным волком,
Непрочитанный верно,
и непонятый толком.
Слог Б.Г. – от серебряной ветви,
Смел Б.Г. – петь свободно и в клетке,
Сход Б.Г. – от креста до нирваны
То ли в чем-то оправдан,
то ли в чем-то – обман он.
Стал Б.Г. – задыхаться до срока,
Счёл Б.Г. – что – пора! В одинокость!
Смог Б.Г. – отрешиться от мира,
Завершиться собою…
…отрешиться от мира,
Завершиться собою……отрешиться от мира…
Разрешиться собою,Головою седою,
Отгоревшей душою,
Злой, предсмертной тоскою,
И далёкой строкою –
Небо становится ближе
с каждым днем…
Б. Г. – наиболее распространенный, общепринятый псевдоним Гребенщикова.
Остранение – стилистический прием, подающий явление (предмет) в необычном контексте, делающем его изменённым, странным, почти неузнаваемым.
Борис Гребенщиков – слушать, смотреть
Борис Гребенщиков – слушать, смотреть
Борис Борисович Гребенщиков (1953) – советский, российский поэт, композитор, лидер группы «Аквариум». Бард. Один из основателей рок-движения в СССР.
Творчество Гребенщикова, на мой взгляд, – очень своеобразное сочетание интонаций, настроений, традиций «серебряного века» российского искусства начала 20 столетия с элементами моторики и драйва рок-музыки. Продолжение исканий А. Вертинского, преломленное через психологию ленинградского интеллигента конца века, хлебнувшего советских прелестей и тонко чувствующего пульсацию времени.
Гребенщиков всегда был более интровертен, нежели обращен к слушателю. Он однажды с определенной долей иронии в одном из интервью сказал, что ему самому порой удивительно, что его «слушают и даже что-то там понимают…».
Рефлексия утонченного эзотерика, самокопание, язык символов и смутной знаковости, распластывание себя в медитативности – все это присуще сугубо Гребенщикову, и все это имеет весьма отдаленное отношение к линейным гиперболам, декларациям, драйву рок-искусства.
К пятидесяти годам Б.Г. выцвел, стал монохромен в творчестве, и банален в своих рассуждениях о мире, обществе, месте художника в жизни своего народа и цивилизации. Иной раз возникает ощущение, что он либо запутался в социальных и политических акцентах и аспектах времени, либо просто придуривается. Нельзя же в самом деле серьезно воспринимать, к примеру, хвалебные эскапады пятидесятисемилетнего Гребенщикова относительно достоинств и свобод путинского времени, да еще в сравнении со сталинскими временами. Или оскорбительные реплики в адрес рок-музыкантов, сохранивших гражданственный запал и чуткое отношение к категориям «Свобода, независимость, позиция».
Также похоже, что он неожиданно и болезненно для себя осознал, что в какой-то период он оказался на обочине, отстал от бега времени. Что его затянувшаяся рефлексия и «серебрянность» закономерно превратили его в певца «не масс», а тонко настроенной, образованной, но весьма незначительной по количеству аудитории.
Однако к 60-и словно появилось второе дыхание – вернулся тот БГ, который социально критичен и точен, который – мудрец и провидец. Добавилось одно – он всё чаще и чаще, всё больше и больше становился «сам по себе, и сам в себе».
Борис Гребенщиков окончил факультет прикладной математики Ленинградского университета, работал младшим научным сотрудником в НИИ социологии. В 1972 году создал группу «Аквариум», находившейся до горбачевской перестройки в полуподпольном состоянии. Команда записывала в домашних условиях композиции, которые самиздатовским способом расходились по всему Советскому Союзу.
Изредка «Аквариум» выезжал в другие города. После одного такого выступления на Тбилисском рок-фестивале в 1980 году Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы, а группа «Аквариум» была запрещена на официальном уровне.
Б.Г. – культовая фигура молодежной культуры 80-х – 90-х годов 20 столетия. Лирический, надрывный тенор России, выразивший в своем творчестве смутные надежды, смятение и, в конечном итоге, уход в свой мир существенной части российской продвинутой, думающей молодежи, а позже – интеллигенции нулевых годов. Магия творчества Б.Г.-барда в самозабвенности исполнения, в медитативном характере «камлания» песен, в неразрывном сочетании «смутных по смыслу» текстов с «а ля под старину» мелодикой сопровождения и моторикой современно ритма. Ну и, конечно же, фирменная, знаковая примочка Гребенщикова – его обнаженный до нервности, до надрыности голос (ремикс Вертинского), когда возникает ощущение, что голос вот-вот сорвется.
Гребенщиков, в определенном смысле, – идеал свободы поиска самоидентификации.
Долгое время он составлял список чудотворных икон России. А к пятидесяти годам увлекся буддизмом. Известный индийский гуру Шри Чинмой дал музыканту имя Пурушоттама, что означает «выходящий за пределы ограничений».
Среди наград имеется премия «Своя колея» им. Владимира Высоцкого и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003 год).
Творчество Гребенщикова, на мой взгляд, – очень своеобразное сочетание интонаций, настроений, традиций «серебряного века» российского искусства начала 20 столетия с элементами моторики и драйва рок-музыки. Продолжение исканий А. Вертинского, преломленное через психологию ленинградского интеллигента конца века, хлебнувшего советских прелестей и тонко чувствующего пульсацию времени.
Гребенщиков всегда был более интровертен, нежели обращен к слушателю. Он однажды с определенной долей иронии в одном из интервью сказал, что ему самому порой удивительно, что его «слушают и даже что-то там понимают…».
Рефлексия утонченного эзотерика, самокопание, язык символов и смутной знаковости, распластывание себя в медитативности – все это присуще сугубо Гребенщикову, и все это имеет весьма отдаленное отношение к линейным гиперболам, декларациям, драйву рок-искусства.
К пятидесяти годам Б.Г. выцвел, стал монохромен в творчестве, и банален в своих рассуждениях о мире, обществе, месте художника в жизни своего народа и цивилизации. Иной раз возникает ощущение, что он либо запутался в социальных и политических акцентах и аспектах времени, либо просто придуривается. Нельзя же в самом деле серьезно воспринимать, к примеру, хвалебные эскапады пятидесятисемилетнего Гребенщикова относительно достоинств и свобод путинского времени, да еще в сравнении со сталинскими временами. Или оскорбительные реплики в адрес рок-музыкантов, сохранивших гражданственный запал и чуткое отношение к категориям «Свобода, независимость, позиция».
Также похоже, что он неожиданно и болезненно для себя осознал, что в какой-то период он оказался на обочине, отстал от бега времени. Что его затянувшаяся рефлексия и «серебрянность» закономерно превратили его в певца «не масс», а тонко настроенной, образованной, но весьма незначительной по количеству аудитории.
Однако к 60-и словно появилось второе дыхание – вернулся тот БГ, который социально критичен и точен, который – мудрец и провидец. Добавилось одно – он всё чаще и чаще, всё больше и больше становился «сам по себе, и сам в себе».
Борис Гребенщиков окончил факультет прикладной математики Ленинградского университета, работал младшим научным сотрудником в НИИ социологии. В 1972 году создал группу «Аквариум», находившейся до горбачевской перестройки в полуподпольном состоянии. Команда записывала в домашних условиях композиции, которые самиздатовским способом расходились по всему Советскому Союзу.
Изредка «Аквариум» выезжал в другие города. После одного такого выступления на Тбилисском рок-фестивале в 1980 году Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы, а группа «Аквариум» была запрещена на официальном уровне.
Б.Г. – культовая фигура молодежной культуры 80-х – 90-х годов 20 столетия. Лирический, надрывный тенор России, выразивший в своем творчестве смутные надежды, смятение и, в конечном итоге, уход в свой мир существенной части российской продвинутой, думающей молодежи, а позже – интеллигенции нулевых годов. Магия творчества Б.Г.-барда в самозабвенности исполнения, в медитативном характере «камлания» песен, в неразрывном сочетании «смутных по смыслу» текстов с «а ля под старину» мелодикой сопровождения и моторикой современно ритма. Ну и, конечно же, фирменная, знаковая примочка Гребенщикова – его обнаженный до нервности, до надрыности голос (ремикс Вертинского), когда возникает ощущение, что голос вот-вот сорвется.
Гребенщиков, в определенном смысле, – идеал свободы поиска самоидентификации.
Долгое время он составлял список чудотворных икон России. А к пятидесяти годам увлекся буддизмом. Известный индийский гуру Шри Чинмой дал музыканту имя Пурушоттама, что означает «выходящий за пределы ограничений».
Среди наград имеется премия «Своя колея» им. Владимира Высоцкого и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003 год).