ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
АЛЬТ ЖДЕТ
Юрию Башмету
170 лет альт работы Страдивари, на котором играл Никколо Паганини, ждал встречи с альтистом, исполнительское мастерство которого близко к величию гениального итальянца.
Альт Пагагини ждет давно,
Идут томительные годы,
Уходят страны и народы,
Альт ждет Альтиста.
Артиста ждет.
В молчанье скрипка Паганини.
Но скрипку все же достают
В десятилетье раз иль два,
Чтоб вновь танцующей звездою
Сверкнуть, пропеть
Альт ждет.
В Париже, Генуе и Вене.
Все дальше годы.
Ждет Музыканта струнный альт,
Альтиста ждет, и ждет Артиста,
Пусть в каждом нечто от Мефисто,
Он примирит их, мудрый альт.
И три столетья, как одно,
В одном сойдутся музыканте,
В блистательном его таланте.
Ждет старый альт давно его.
Есть ожиданье и мечта,
И есть изысканное чудо,
Когда в божественном этюде
Мечта сойдется. И судьба.
Идут томительные годы,
Уходят страны и народы,
Альт ждет Альтиста.
Ждет давно.
Артиста ждет.
Года идут.
И где-то точно также стынетВ молчанье скрипка Паганини.
Но скрипку все же достают
В десятилетье раз иль два,
Чтоб вновь танцующей звездою
Сверкнуть, пропеть
и стать собою
Хотя б на миг она могла.Альт ждет.
Все дальше, реже сны
О Том, с кем властвовал на сценеВ Париже, Генуе и Вене.
Все дальше годы.
Реже сны.
Ждет Музыканта струнный альт,
Альтиста ждет, и ждет Артиста,
Пусть в каждом нечто от Мефисто,
Он примирит их, мудрый альт.
И три столетья, как одно,
В одном сойдутся музыканте,
В блистательном его таланте.
Ждет старый альт давно его.
Есть ожиданье и мечта,
И есть изысканное чудо,
Когда в божественном этюде
Мечта сойдется. И судьба.
18 декабря 2011 года Юрий Башмет играл в Москве, в зале им П.И. Чайковского на альте Никколо Паганини. Инструмент был привезен,специально для этого концерта, из Японии.
Юрий Абрамович Башмет (1953, Ростов-на-Дону) – российский альтист, дирижер. Создатель, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», создатель, художественный руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Выдающегося альтиста Юрия Башмета часто (в силу феноменального мастерства и внешнего сходства) называют «Паганини альта». После того, как Башмет превратил альт в полноправный концертный инструмент и фантастически расширил его репертуар, сольные альтовые концерты стали восприниматься ценителями как абсолютная данность.
Равнодушных, обесцвеченных отзывов о Башмете не бывает. Вот небольшой пример с заголовками рецензий: - «Башмет – это Паганини современности!».
- «В его исполнительской манере и внешности есть что-то демоническое!».
- «Мистер Альт» своей музыкой гипнотизирует публику!».
Трогательно Ю. Башмет относится к своему инструменту. «Мой инструмент – часть меня самого. Может быть, моя душа. Я совершенно в этом убежден. Когда я простужен, то и звук альта становится хриплым. Мне ясно, почему: альт находится в связке с моим организмом. И наоборот: если альт «заболевает», старятся струны, что-то в нем выходит из строя – это, в свою очередь, оказывает невероятное влияние на мое собственное физическое состояние».
Известно, что у Паганини, помимо нескольких скрипок, был замечательный альт работы Страдивари. Поэтому специалистами нередко озвучивались идеи о концерте, в котором соединились бы скрипка и альт Паганини. Кто будет играть на скрипке, при этом не оговаривалось, умалчивалось. Блистательных скрипачей в мире немало. А вот кто будет играть на альте, вопросов не возникало – Башмет.
С этой идеей интересно пересекалась мечта самого Башмета. Как-то в одном из интервью он сказал следующее: «Когда Паганини умер, у него в комнате было восемь инструментов: три Страдивари, четыре Гварнери и один маленький Амати – скрипка-половинка для сына. Местонахождение этих инструментов известно. Одна из моих «золотых» идей на будущее – собрать инструменты Паганини – скрипку, альт и гитару, – чтобы они прозвучали в одном концерте. Поскольку кроме альта я могу извлечь звук и из скрипки, и из гитары, это выглядит вполне реально».
18 декабря 2011 года мечта Башмета отчасти воплотилась в жизнь. В Концертном зале им. Чайковского в Москве звучала Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта. Звучали инструменты, на которых в свое время играл Паганини. Альт Страдивари был привезен из Японии. Скрипка работы Карло Бергонци из коллекции Паганини с 2005 года находится в Москве. Играл на ней в концерте итальянский скрипач Массимо Кварта.
Альт (фр. alto). Альт скрипичный – смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. До Ю. Башмета считался второстепенным инструментом на сольной концертной эстраде.
«И где-то точно также стынет/ В молчаньи скрипка Паганини…» – скрипка работы Гварнери, принадлежавшая Никколо Паганини, которую в настоящее время называют «вдова Паганини», была завещана им родному городу Генуе. Скрипка помещена в специальную витрину при температуре 20 градусов и влажности около 50 процентов. В другие города скрипку вывозят крайне редко, место хранения во время гастролей держат в строжайшем секрете, а рядом постоянно находится вооруженная охрана. Считается, что играть на этой скрипке можно не более часа, чтобы дерево не разрушалось от перемены влажности и температуры.
Выдающегося альтиста Юрия Башмета часто (в силу феноменального мастерства и внешнего сходства) называют «Паганини альта». После того, как Башмет превратил альт в полноправный концертный инструмент и фантастически расширил его репертуар, сольные альтовые концерты стали восприниматься ценителями как абсолютная данность.
Равнодушных, обесцвеченных отзывов о Башмете не бывает. Вот небольшой пример с заголовками рецензий: - «Башмет – это Паганини современности!».
- «В его исполнительской манере и внешности есть что-то демоническое!».
- «Мистер Альт» своей музыкой гипнотизирует публику!».
Трогательно Ю. Башмет относится к своему инструменту. «Мой инструмент – часть меня самого. Может быть, моя душа. Я совершенно в этом убежден. Когда я простужен, то и звук альта становится хриплым. Мне ясно, почему: альт находится в связке с моим организмом. И наоборот: если альт «заболевает», старятся струны, что-то в нем выходит из строя – это, в свою очередь, оказывает невероятное влияние на мое собственное физическое состояние».
Известно, что у Паганини, помимо нескольких скрипок, был замечательный альт работы Страдивари. Поэтому специалистами нередко озвучивались идеи о концерте, в котором соединились бы скрипка и альт Паганини. Кто будет играть на скрипке, при этом не оговаривалось, умалчивалось. Блистательных скрипачей в мире немало. А вот кто будет играть на альте, вопросов не возникало – Башмет.
С этой идеей интересно пересекалась мечта самого Башмета. Как-то в одном из интервью он сказал следующее: «Когда Паганини умер, у него в комнате было восемь инструментов: три Страдивари, четыре Гварнери и один маленький Амати – скрипка-половинка для сына. Местонахождение этих инструментов известно. Одна из моих «золотых» идей на будущее – собрать инструменты Паганини – скрипку, альт и гитару, – чтобы они прозвучали в одном концерте. Поскольку кроме альта я могу извлечь звук и из скрипки, и из гитары, это выглядит вполне реально».
18 декабря 2011 года мечта Башмета отчасти воплотилась в жизнь. В Концертном зале им. Чайковского в Москве звучала Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта. Звучали инструменты, на которых в свое время играл Паганини. Альт Страдивари был привезен из Японии. Скрипка работы Карло Бергонци из коллекции Паганини с 2005 года находится в Москве. Играл на ней в концерте итальянский скрипач Массимо Кварта.
Альт (фр. alto). Альт скрипичный – смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. До Ю. Башмета считался второстепенным инструментом на сольной концертной эстраде.
«И где-то точно также стынет/ В молчаньи скрипка Паганини…» – скрипка работы Гварнери, принадлежавшая Никколо Паганини, которую в настоящее время называют «вдова Паганини», была завещана им родному городу Генуе. Скрипка помещена в специальную витрину при температуре 20 градусов и влажности около 50 процентов. В другие города скрипку вывозят крайне редко, место хранения во время гастролей держат в строжайшем секрете, а рядом постоянно находится вооруженная охрана. Считается, что играть на этой скрипке можно не более часа, чтобы дерево не разрушалось от перемены влажности и температуры.