
ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
КАРМЕН-СЮИТА
М. Плисецкой-Р. Щедрина
Вихрем по сцене,
И страстью в оркестре,
Дикой свободой партер опален,
Жизнь – как арена,
Не по реестру,
А в перехлестьи – люблю, иль влюблен.
Истовость взгляда,
Неистовство зала,
Здесь, что ни шаг, то пространство борьбы,
В буйстве наряда,
Вся в черном и алом,
Рвется в зенит Карменсита любви.
Вольность первична для гордой цыганки,
Но обреченность в надломе руки.
С болью привычной пройдут музыканты
В самый последний раз тему судьбы.
Скрипки зависнут в мерцаньи ударных,
Старый скрипач,
Вздрогнув,
Что-то поймет,
Скорбно статисты застынут попарно,
Будто иной ожидали исход.
Вихрем по сцене,
И страстью в оркестре,
Дикой свободой партер опален,
Жизнь – как арена,
Не по реестру,
А в перехлестьи – люблю, иль влюблен.
Истовость взгляда,
Неистовство зала,
Здесь, что ни шаг, то пространство борьбы,
В буйстве наряда,
Вся в черном и алом,
Рвется в зенит Карменсита любви.
Вольность первична для гордой цыганки,
Но обреченность в надломе руки.
С болью привычной пройдут музыканты
В самый последний раз тему судьбы.
Скрипки зависнут в мерцаньи ударных,
Старый скрипач,
Вздрогнув,
Что-то поймет,
Скорбно статисты застынут попарно,
Будто иной ожидали исход.

Стихи о Р. Щедрине см. на стр. 316.
Сюита (фр. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединенных общим замыслом.
http://www.classic-online.ru/ (Щедрин. Кармен-сюита – слушать)
Кармен-сюита – слушать, смотреть
«Кармен-сюита» – хореографическая версия знаменитой оперы Ж. Бизе «Кармен». Содержание новеллы П. Мериме, раскрывающееся в опере в четырех актах, в балете уплотнено в один. Сегодня критики сказали бы, что это балетный дайджест известного оперного сочинения. Балет «Кармен-сюита» – как бы экстракт содержания и новеллы Мериме и музыки Ж. Бизе. У истоков замысла балета по опере «Кармен» стояла русская балерина Майя Плисецкая. Своей мечтой о Кармен она сумела увлечь композитора Р. Щедрина, создавшего блистательную транскрипцию музыки Ж. Бизе. Кубинский балетмейстер А. Алонсо сочинил либретто и хореографию «Кармен-сюиты».
Дополнительной основой для либретто стал цикл стихотворений Александра Блока «Кармен».
Родион Константинович Щедрин (16 декабря 1932) – русский композитор.
Мировая пресса называет Родиона Щедрина «одним из самых значительных русских композиторов второй половины 20 века и начала 21 столетия» Издательство Sikorski, осуществившее анализ мирового рынка классической музыки, назвала Щедрина одним из самых исполняемых композиторов: «Кармен-сюиту» Щедрина играют в мире каждый день.
Премьеры его сочинений проводили выдающиеся исполнители: Мстислав Ростропович, Лорин Маазель, Сейдзи Одзава, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Максим Венгеров, Олли Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Василий Синайский, Денис Мацуев, Валерий Гергиев; в его балетах блистала самая знаменитая танцовщица мира, супруга Родиона Щедрина Майя Плисецкая, а костюмы для балетных спектаклей делал француз Пьер Карден.
Родион Щедрин это 5 балетов, 5 опер, 5 концертов для оркестра, 6 концертов для фортепиано, оратории, кантаты, хоровые сочинения, песни, музыка к кинофильмам и спектаклям, фортепианные произведения. Все о Щедрине см. на предыдущей странице.
Майя Михайловна Плисецкая (1925 – 2015) – великая советская и российская артистка балета, хореограф, писатель.
Наиболее выдающиеся партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» Чайковского, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Раймонда в одноименном балете Глазунова.
Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Другими хореографами, создававшими для нее балеты, были Ролан Пёти и Морис Бежар.
Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде.
В возрасте 65 лет она оставила творчество, покинув Большой театр в качестве солистки. На день своего 70-летия она дебютировала в специально написанном для нее номере Мориса Бежара под названием «Ave Маya». Более пятнадцати лет она была председателем в ежегодных международных балетных соревнований, носящих имя «Майя».
Щедрину и Плисецкой за выдающиеся заслуги в порядке исключения предоставлено гражданство Литовской Республики, где они нередко жили и занимались творчеством.
Дополнительной основой для либретто стал цикл стихотворений Александра Блока «Кармен».
Родион Константинович Щедрин (16 декабря 1932) – русский композитор.
Мировая пресса называет Родиона Щедрина «одним из самых значительных русских композиторов второй половины 20 века и начала 21 столетия» Издательство Sikorski, осуществившее анализ мирового рынка классической музыки, назвала Щедрина одним из самых исполняемых композиторов: «Кармен-сюиту» Щедрина играют в мире каждый день.
Премьеры его сочинений проводили выдающиеся исполнители: Мстислав Ростропович, Лорин Маазель, Сейдзи Одзава, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Максим Венгеров, Олли Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Василий Синайский, Денис Мацуев, Валерий Гергиев; в его балетах блистала самая знаменитая танцовщица мира, супруга Родиона Щедрина Майя Плисецкая, а костюмы для балетных спектаклей делал француз Пьер Карден.
Родион Щедрин это 5 балетов, 5 опер, 5 концертов для оркестра, 6 концертов для фортепиано, оратории, кантаты, хоровые сочинения, песни, музыка к кинофильмам и спектаклям, фортепианные произведения. Все о Щедрине см. на предыдущей странице.
Майя Михайловна Плисецкая (1925 – 2015) – великая советская и российская артистка балета, хореограф, писатель.
Наиболее выдающиеся партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» Чайковского, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Раймонда в одноименном балете Глазунова.
Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Другими хореографами, создававшими для нее балеты, были Ролан Пёти и Морис Бежар.
Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде.
В возрасте 65 лет она оставила творчество, покинув Большой театр в качестве солистки. На день своего 70-летия она дебютировала в специально написанном для нее номере Мориса Бежара под названием «Ave Маya». Более пятнадцати лет она была председателем в ежегодных международных балетных соревнований, носящих имя «Майя».
Щедрину и Плисецкой за выдающиеся заслуги в порядке исключения предоставлено гражданство Литовской Республики, где они нередко жили и занимались творчеством.
http://www.classic-online.ru/ (Щедрин Родион – слушать)
Р. Щедрин – М. Плисецкая - смотреть
М. Плисецкая – смотреть


