ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
Можно выстроить мир совершенной игры,
Можно выстроить мост в золотые миры…
Можно выстроить мост в золотые миры…
Очарованный странник,
Отвечает Маэстро.
куда ты в дорогах идешь,
И что будет,когда ты до цели дойдешь?
Отвечает Маэстро.
Улыбка.
И минимум слов:
Да
Есть игры титанов,
Есть игры богов.
И есть путь, что
От самых,
От самых,
От самых
Основ.
Так было
Композитор от Бога
Композитор под Богом
Композитор во веки веков
Родион Щедрин
Есть игры титанов,
Есть игры богов.
И есть путь, что
От самых,
От самых,
От самых
Основ.
Так было
Композитор от Бога
Композитор под Богом
Композитор во веки веков
Родион Щедрин
И подпись (неразборчиво)
Стихира на тысячелетие крещения Руси – написана Щедриным (1987 год) на основе стихиры Иоанна Грозного, которую композитор изложил в оригинальной трактовке.
Знаменный распев – метод фиксации мелодии в практике православного богослужения при помощи знамен (знаков-крюков), которые давали возможность приблизительного голосоведения. Щедрин использовал знаменный распев в ряде своих сочинений.
Литургия «Запечатленный ангел» - написана композитором в 1988 г. по Лескову с использованием канонических церковно-славянских текстов.
Очарованный странник – опера Р. Щедрина (По Лескову) для концертной сцены.
http://www.classic-online.ru/ (Щедрин Родион – слушать)
Родион Щедрин – слушать, смотреть
Родион Щедрин (1932) – русский + советский композитор.
Пожалуй, единственный композитор в советской, русской школе, который прошел огромную дистанцию без явственных потерь. Был в конъюнктуре, т.е. исполнялся, причем много и с успехом. Не преследовался, не шельмовался. Находился на высоких постах (глава Союза композиторов 20 лет), при этом не использовал возможности положения и не замарал рук. Более того, отказался подписывать документ в поддержку ввода войск в Чехословакию в 1968 году. Каким-то образом избежал членства в КПСС, что было фактически обязательным на таких должностях. Пройдя через крах СССР, остался одним из самых востребованных и исполняемых композиторов мира, в то время, как многие «признанные» советские авторы непонятно где потерялись. Этот факт лучше всего подтверждает подлинность композиторского дара и таланта Щедрина.
Детство ничем не примечательно, кроме разве того, что дважды мальчик сбегал на фронт (шла вторая мировая война). Видимо, Россия в будущем могла получить вполне целеустремленного солдата. Приоритеты кардинально изменились, когда отец отдал его в московское хоровое училище, возглавляемое в то время блистательным музыкантом А. Свешниковым. С этого началась музыкальная карьера Щедрина.
Первый фортепианный концерт написан Щедриным в студенческие годы (в 22). После его исполнения, студента IV курса (уникальный случай), без его ведома, приняли в Союз композиторов СССР. Учился в консерватории на фортепианном отделении (педагог Я. Флиер) и композиторском (педагог Ю. Шапорин). Оба отделения окончил с отличием. Был великолепным пианистом-виртуозом. Именно это позволило ему создавать произведения для рояля не только блистательные по содержанию, но и предельно сложные технически. Исполнителям ворчать на трудности было невозможно, так как сам автор великолепно исполнял их в концертах.
Щедрин – это язык современный, жесткий, острый, с резкими перепадами состояний. Вместе с тем, это язык, безусловно, русского композитора. Но в какой-то чисто щедринской версии, когда совершенно не понимаешь, как это получается так, что «дикая какофония» звуковых пластов, кластеров, наползаний звучит в безусловно русской плоскости. В этом уникальность Щедрина. Как правило, национальность просматривается у композиторов главным образом через мотивную, мелодийную работу. У Щедрина – иначе. Как? Это вопрос к теоретикам.
Сам композитор определяет свой стиль, как «пост-авангардный». Щедрин постоянно экспериментирует, вводит необычные сочетания инструментов, тембров, звуковых параллелей. Так еще в 1966 году во втором фортепианном концерте он свел вместе в кричащем контрасте додекафонную технику (жестко математические построения) с одновременной джазовой импровизацией. Слегка подрастерялись даже признанные леваки в искусстве. В опере «Мертвые души» (по Гоголю) композитор разделил сцену на две параллельные сцены, расслоив драматургию на народную и помещичье-чиновничью. В «Стихире на тысячелетие крещения Руси» музыканты подпевают своим партиям. И т.д. Есть в Щедрине-композиторе и еще одно примечательное качество – во многих его сочинениях буквально через край перехлестывает солнечная, жизненная энергия.
Щедрина невозможно замкнуть в определенные временные рамки (20 или 21 век). Перетащив в очередной век дыхание прошлых столетий, он сумел создать новые сочинения с таким запасом содержательной и технической прочности, что они приобрели вневременное качество.
Щедрин создал пять опер, пять балетов, три симфонии, шесть фортепианных концертов и несколько концертов для симфонического оркестра, «Стихиру на тысячелетие крещения Руси», литургию «Запечатленный ангел», пронизанное мистицизмом «Музыкальное приношение» (И.С. Баху) и огромное множество других сочинений. Особый разговор – его сотрудничество с великой русской балериной Майей Плисецкой (жена Щедрина). Для нее он написал «Кармен-сюиту» (по ее настоятельной просьбе – см. следующую страницу), «Чайку» (по Чехову), «Анну Каренину» (по Толстому), «Даму с собачкой» (по Чехову). Это отдельный удивительный сегмент в истории балетного искусства, который есть смысл отдельно изучать в балетных школах.
Пожалуй, единственный композитор в советской, русской школе, который прошел огромную дистанцию без явственных потерь. Был в конъюнктуре, т.е. исполнялся, причем много и с успехом. Не преследовался, не шельмовался. Находился на высоких постах (глава Союза композиторов 20 лет), при этом не использовал возможности положения и не замарал рук. Более того, отказался подписывать документ в поддержку ввода войск в Чехословакию в 1968 году. Каким-то образом избежал членства в КПСС, что было фактически обязательным на таких должностях. Пройдя через крах СССР, остался одним из самых востребованных и исполняемых композиторов мира, в то время, как многие «признанные» советские авторы непонятно где потерялись. Этот факт лучше всего подтверждает подлинность композиторского дара и таланта Щедрина.
Детство ничем не примечательно, кроме разве того, что дважды мальчик сбегал на фронт (шла вторая мировая война). Видимо, Россия в будущем могла получить вполне целеустремленного солдата. Приоритеты кардинально изменились, когда отец отдал его в московское хоровое училище, возглавляемое в то время блистательным музыкантом А. Свешниковым. С этого началась музыкальная карьера Щедрина.
Первый фортепианный концерт написан Щедриным в студенческие годы (в 22). После его исполнения, студента IV курса (уникальный случай), без его ведома, приняли в Союз композиторов СССР. Учился в консерватории на фортепианном отделении (педагог Я. Флиер) и композиторском (педагог Ю. Шапорин). Оба отделения окончил с отличием. Был великолепным пианистом-виртуозом. Именно это позволило ему создавать произведения для рояля не только блистательные по содержанию, но и предельно сложные технически. Исполнителям ворчать на трудности было невозможно, так как сам автор великолепно исполнял их в концертах.
Щедрин – это язык современный, жесткий, острый, с резкими перепадами состояний. Вместе с тем, это язык, безусловно, русского композитора. Но в какой-то чисто щедринской версии, когда совершенно не понимаешь, как это получается так, что «дикая какофония» звуковых пластов, кластеров, наползаний звучит в безусловно русской плоскости. В этом уникальность Щедрина. Как правило, национальность просматривается у композиторов главным образом через мотивную, мелодийную работу. У Щедрина – иначе. Как? Это вопрос к теоретикам.
Сам композитор определяет свой стиль, как «пост-авангардный». Щедрин постоянно экспериментирует, вводит необычные сочетания инструментов, тембров, звуковых параллелей. Так еще в 1966 году во втором фортепианном концерте он свел вместе в кричащем контрасте додекафонную технику (жестко математические построения) с одновременной джазовой импровизацией. Слегка подрастерялись даже признанные леваки в искусстве. В опере «Мертвые души» (по Гоголю) композитор разделил сцену на две параллельные сцены, расслоив драматургию на народную и помещичье-чиновничью. В «Стихире на тысячелетие крещения Руси» музыканты подпевают своим партиям. И т.д. Есть в Щедрине-композиторе и еще одно примечательное качество – во многих его сочинениях буквально через край перехлестывает солнечная, жизненная энергия.
Щедрина невозможно замкнуть в определенные временные рамки (20 или 21 век). Перетащив в очередной век дыхание прошлых столетий, он сумел создать новые сочинения с таким запасом содержательной и технической прочности, что они приобрели вневременное качество.
Щедрин создал пять опер, пять балетов, три симфонии, шесть фортепианных концертов и несколько концертов для симфонического оркестра, «Стихиру на тысячелетие крещения Руси», литургию «Запечатленный ангел», пронизанное мистицизмом «Музыкальное приношение» (И.С. Баху) и огромное множество других сочинений. Особый разговор – его сотрудничество с великой русской балериной Майей Плисецкой (жена Щедрина). Для нее он написал «Кармен-сюиту» (по ее настоятельной просьбе – см. следующую страницу), «Чайку» (по Чехову), «Анну Каренину» (по Толстому), «Даму с собачкой» (по Чехову). Это отдельный удивительный сегмент в истории балетного искусства, который есть смысл отдельно изучать в балетных школах.