ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
Отречений, грязных нравов,
Сущности вещей,
И улыбок светло-славных
Всех земных детей.
Я, от дерзости хмелея,
Присягаю Вам:
Обращаться жизнью всею
Не к словам, к делам.
Исповедовать святое,
Руки матерей,
Все небесное, земное,
Лучших из людей,
Жить, бороться, постигая
Звонких скрипок строй,
Все отдать, лишь сохраняя –
“Быть самим собой!”
Сущности вещей,
И улыбок светло-славных
Всех земных детей.
Я, от дерзости хмелея,
Присягаю Вам:
Обращаться жизнью всею
Не к словам, к делам.
Исповедовать святое,
Руки матерей,
Все небесное, земное,
Лучших из людей,
Жить, бороться, постигая
Звонких скрипок строй,
Все отдать, лишь сохраняя –
“Быть самим собой!”
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) – русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель.
Дипломной консерваторской работой Шостаковича была его 1-я симфония. Австро-американский дирижер Бруно Вальтер, по сути, случайно услышавший ее в исполнении Шостаковича на фортепиано, попросил прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил симфонию в текущем сезоне. Это исполнение сделало двадцатилетнего композитора знаменитым.
Жизнь Шостаковича и его взаимоотношения с официальными советскими структурами складывались очень непросто. Его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» (по повести Лескова) посетил Иосиф Сталин. Спектакль шокировал диктатора. Принятая первоначально слушателями с восторгом и уже просуществовавшая на сцене полтора сезона, после визита Сталина, опера подверглась разгрому. Появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Опера была снята с репертуара (реабилитирована она была только через двадцать пять лет). Несколько дней спустя «Правда» напечатала еще одну редакционную статью – «Балетная фальшь». На этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича «Светлый ручей».
В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й симфонии, в которой вновь вместо героики, советского пафоса присутствовали трагедийность и гротесковость и лирика, сочетающаяся с исключительно интимными интонациями. Шостакович снял ее исполнение, понимая, что в атмосфере, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение ее могло быть воспринято властью как вызов. 4-я симфония была впервые исполнена только через четверть века. В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю симфонию – произведение, чей драматический характер, в отличие от предыдущих трех «авангардистских» симфоний, спрятан в традиционную симфоническую форму с триумфальным финалом. Свою 5-ю симфонию Шостакович прокомментировал фразой: «Ответ советского композитора на справедливую критику Партии». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в газете «Правда». За симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке». Отношения с властью на время наладились. Однако жизнь Шостаковича приобрела исключительно двойственный характер.
Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде, Шостакович начинает работать над своей ныне легендарной 7-й симфонией – «Ленинградской». В августе 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. В эти же месяцы симфония была исполнена в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини.
В 1948 году сталинские власти принялись наводить порядок в Союзе композиторов СССР. Такие мастера как Шостакович, Прокофьев, Хачатурян были обвинены в «формализме», «буржуазном декадентстве», «пресмыкательстве перед Западом». Апофеозом стало обвинение Шостаковича в профнепригодности и изгнание его из Московской консерватории. Написанный в это время Первый скрипичный концерт в связи с происходящими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь после смерти Сталина.
Очень точно характеризует ситуацию вокруг Шостаковича той поры фраза о нем в одной украинской газете: «К нам едет враг народа».
Как и прежде, положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение. Шостакович пишет ораторию «Песнь о лесах» – образец «большого стиля» официального искусства (стихи Е. Долматовского). Премьера сочинения проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу новое поощрение в виде очередной Сталинской премии.
Сталин словно играл с Шостаковичем в кошки-мышки, так же, как с М. Булгаковым и Б. Пастернаком. В 1949-м году понадобилось, чтобы композитор выехал в США в составе группы деятелей культуры. Композитор отказался. Сталин сам позвонил ему, чтобы выяснить причину отказа. Услышав объяснения Шостаковича относительно того, что не здоров, пообещал прислать врача. И тогда Шостакович сказал: что же я поеду, когда моя музыка запрещена? Буквально на следующий день появилось Постановление партии с
Дипломной консерваторской работой Шостаковича была его 1-я симфония. Австро-американский дирижер Бруно Вальтер, по сути, случайно услышавший ее в исполнении Шостаковича на фортепиано, попросил прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил симфонию в текущем сезоне. Это исполнение сделало двадцатилетнего композитора знаменитым.
Жизнь Шостаковича и его взаимоотношения с официальными советскими структурами складывались очень непросто. Его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» (по повести Лескова) посетил Иосиф Сталин. Спектакль шокировал диктатора. Принятая первоначально слушателями с восторгом и уже просуществовавшая на сцене полтора сезона, после визита Сталина, опера подверглась разгрому. Появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Опера была снята с репертуара (реабилитирована она была только через двадцать пять лет). Несколько дней спустя «Правда» напечатала еще одну редакционную статью – «Балетная фальшь». На этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича «Светлый ручей».
В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й симфонии, в которой вновь вместо героики, советского пафоса присутствовали трагедийность и гротесковость и лирика, сочетающаяся с исключительно интимными интонациями. Шостакович снял ее исполнение, понимая, что в атмосфере, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение ее могло быть воспринято властью как вызов. 4-я симфония была впервые исполнена только через четверть века. В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю симфонию – произведение, чей драматический характер, в отличие от предыдущих трех «авангардистских» симфоний, спрятан в традиционную симфоническую форму с триумфальным финалом. Свою 5-ю симфонию Шостакович прокомментировал фразой: «Ответ советского композитора на справедливую критику Партии». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в газете «Правда». За симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке». Отношения с властью на время наладились. Однако жизнь Шостаковича приобрела исключительно двойственный характер.
Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде, Шостакович начинает работать над своей ныне легендарной 7-й симфонией – «Ленинградской». В августе 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. В эти же месяцы симфония была исполнена в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини.
В 1948 году сталинские власти принялись наводить порядок в Союзе композиторов СССР. Такие мастера как Шостакович, Прокофьев, Хачатурян были обвинены в «формализме», «буржуазном декадентстве», «пресмыкательстве перед Западом». Апофеозом стало обвинение Шостаковича в профнепригодности и изгнание его из Московской консерватории. Написанный в это время Первый скрипичный концерт в связи с происходящими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь после смерти Сталина.
Очень точно характеризует ситуацию вокруг Шостаковича той поры фраза о нем в одной украинской газете: «К нам едет враг народа».
Как и прежде, положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение. Шостакович пишет ораторию «Песнь о лесах» – образец «большого стиля» официального искусства (стихи Е. Долматовского). Премьера сочинения проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу новое поощрение в виде очередной Сталинской премии.
Сталин словно играл с Шостаковичем в кошки-мышки, так же, как с М. Булгаковым и Б. Пастернаком. В 1949-м году понадобилось, чтобы композитор выехал в США в составе группы деятелей культуры. Композитор отказался. Сталин сам позвонил ему, чтобы выяснить причину отказа. Услышав объяснения Шостаковича относительно того, что не здоров, пообещал прислать врача. И тогда Шостакович сказал: что же я поеду, когда моя музыка запрещена? Буквально на следующий день появилось Постановление партии с