ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ
«Сарказмы»
Бегло, зло, и… вдохновенно,
Музыкант – сухой, надменный – забросал рояль певучий
Острой россыпью созвучий.
Было дико и тревожно в диссонантности безбожной,
Где ломался хоровод ритмов, вскриков, лиц и нот.
Бил в оскал клавиатуры хлесткий бич фиоритуры,
И кричал рояль певучий тонко, зло от боли жгучей,
Он метался – влево, вправо – в дикой пляске по октавам,
Весь в изломанных мотивах – оскорбительно крикливых.
То ли Брейгеля гримасы, то ль Пьеро в гротескной маске:
Мир – уродливо-прекрасный,
Мир – пронзительно-бесстрастный,
Мир – как рваная фактура,
Мир – как срез карикатурный,
Странный мир, мир – несуразный,
Мир с названием – «Сарказмы»
Бегло, зло, и… вдохновенно,
Музыкант – сухой, надменный – забросал рояль певучий
Острой россыпью созвучий.
Было дико и тревожно в диссонантности безбожной,
Где ломался хоровод ритмов, вскриков, лиц и нот.
Бил в оскал клавиатуры хлесткий бич фиоритуры,
И кричал рояль певучий тонко, зло от боли жгучей,
Он метался – влево, вправо – в дикой пляске по октавам,
Весь в изломанных мотивах – оскорбительно крикливых.
То ли Брейгеля гримасы, то ль Пьеро в гротескной маске:
Мир – уродливо-прекрасный,
Мир – пронзительно-бесстрастный,
Мир – как рваная фактура,
Мир – как срез карикатурный,
Странный мир, мир – несуразный,
Мир с названием – «Сарказмы»
Сергея Прокофьева.
«Сарказмы» – пять фортепианных пьес С. Прокофьева.
На мой взгляд, лучше всего о них сказал российский музыковед М. Казиник: «Пять «Сарказмов» Прокофьева – это своего рода прокофьевская заявка на все его будущее творчество. Здесь, как дуб в желуде, заключена вся его музыка. Все будущее развитие – все его знаменитые симфонии, все его оперы, балеты, все его фортепианные сонаты. Здесь он уже как Моцарт держит внутри себя всю творческую систему в голове, и просто кратко-кратко, тезисно показывает – от этого уходим, от этого отказываемся, над этим смеемся, с этим спорим, этому радуемся…».
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский и советский композитор, пианист, дирижер.
Начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы. К десяти годам мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 17 лет начал выступать с первыми концертами, исполняя собственные произведения.
В мае 1918 года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1936 году вернулся на Родину, которая теперь именовалась СССР.
Прокофьев неоднократно подвергался нападкам за так называемый «формализм» и симпатии к «вырождающемуся» искусству Запада, что не помешало ему получить шесть Сталинских премий. Его первая жена-испанка была объявлена шпионкой и отправлена в сталинские лагеря. Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день с объявлением о смерти Сталина, его кончина осталась незамеченной.
Искусство Прокофьева неоднократно становилось предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах. Его концерты нередко перерастали в скандалы. Для его музыки характерны «авангардная», ломаная лиричность, гротесковость, откровенно сатирические и саркастические мотивы. Его произведения очень часто острые, жестко звучащие, пронизаны диссонансами и в то же время безгранично энергичные в ритмическом отношении. Его искусство принципиально антиромантическое.
В произведениях же массового характера (музыка к фильмам «Александр Невский», «Иван Грозный», сочинения для детей) он совершенно другой. Иным предстает Прокофьев и в специфически советских произведениях. К 20-летию Октября им была создана Кантата на слова Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина – своего рода коммунистическая литургия, грандиозная фреска для двух хоров и четырех оркестров. На 60-летие Сталина Прокофьев написал кантату «Здравица», исполнение которой стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Где-то рядышком находятся опера «Семен Котко» и опера «Повесть о настоящем человеке».
21 век отбросил идеологическую шелуху и конъюнктуру в творчестве композитора и потому знает Прокофьева подлинного, масштабного, едкого, остроумного и, безусловно, новаторского. Прокофьевым создано 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 2 концерта для скрипки с оркестром, концерт и симфония-концерт для виолончели, огромное количество сочинений для фортепиано, романсы, песни, музыка к спектаклям и кинофильмам.
Наибольшей популярностью пользуются его балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Игрок» (по Достоевскому), оркестровая «Скифская сюита». И, конечно же, его фортепианное творчество.
Прокофьев учился по классу композиции у Лядова и Римского-Корсакова. Он встречался в Москве с писателем М. Горьким, поэтом В. Маяковским. Сотрудничал с режиссерами – В. Мейерхольдом, А. Таировым, С. Эйзенштейном. Общался с композиторами С. Рахманиновым, М. Равелем, художниками П. Пикассо, А. Матиссом, актером Ч. Чаплином, дирижерами Л. Стоковским, С. Кусевицким, А. Тосканини и множеством других великих и знаковых людей ХХ столетия. И, безусловно, сам Сергей Прокофьев принадлежит к таким же знаковым личностям, которые навсегда вошли в историю мирового музыкального искусства.
В Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный конкурс им. Сергея Прокофьева. Конкурс проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
«Хлесткий бич фиоритуры…». Фиоритура – общее название мелодических украшений (затейливый, витиеватый оборот речи).
Начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы. К десяти годам мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 17 лет начал выступать с первыми концертами, исполняя собственные произведения.
В мае 1918 года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1936 году вернулся на Родину, которая теперь именовалась СССР.
Прокофьев неоднократно подвергался нападкам за так называемый «формализм» и симпатии к «вырождающемуся» искусству Запада, что не помешало ему получить шесть Сталинских премий. Его первая жена-испанка была объявлена шпионкой и отправлена в сталинские лагеря. Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день с объявлением о смерти Сталина, его кончина осталась незамеченной.
Искусство Прокофьева неоднократно становилось предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах. Его концерты нередко перерастали в скандалы. Для его музыки характерны «авангардная», ломаная лиричность, гротесковость, откровенно сатирические и саркастические мотивы. Его произведения очень часто острые, жестко звучащие, пронизаны диссонансами и в то же время безгранично энергичные в ритмическом отношении. Его искусство принципиально антиромантическое.
В произведениях же массового характера (музыка к фильмам «Александр Невский», «Иван Грозный», сочинения для детей) он совершенно другой. Иным предстает Прокофьев и в специфически советских произведениях. К 20-летию Октября им была создана Кантата на слова Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина – своего рода коммунистическая литургия, грандиозная фреска для двух хоров и четырех оркестров. На 60-летие Сталина Прокофьев написал кантату «Здравица», исполнение которой стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Где-то рядышком находятся опера «Семен Котко» и опера «Повесть о настоящем человеке».
21 век отбросил идеологическую шелуху и конъюнктуру в творчестве композитора и потому знает Прокофьева подлинного, масштабного, едкого, остроумного и, безусловно, новаторского. Прокофьевым создано 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 2 концерта для скрипки с оркестром, концерт и симфония-концерт для виолончели, огромное количество сочинений для фортепиано, романсы, песни, музыка к спектаклям и кинофильмам.
Наибольшей популярностью пользуются его балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Игрок» (по Достоевскому), оркестровая «Скифская сюита». И, конечно же, его фортепианное творчество.
Прокофьев учился по классу композиции у Лядова и Римского-Корсакова. Он встречался в Москве с писателем М. Горьким, поэтом В. Маяковским. Сотрудничал с режиссерами – В. Мейерхольдом, А. Таировым, С. Эйзенштейном. Общался с композиторами С. Рахманиновым, М. Равелем, художниками П. Пикассо, А. Матиссом, актером Ч. Чаплином, дирижерами Л. Стоковским, С. Кусевицким, А. Тосканини и множеством других великих и знаковых людей ХХ столетия. И, безусловно, сам Сергей Прокофьев принадлежит к таким же знаковым личностям, которые навсегда вошли в историю мирового музыкального искусства.
В Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный конкурс им. Сергея Прокофьева. Конкурс проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
«Хлесткий бич фиоритуры…». Фиоритура – общее название мелодических украшений (затейливый, витиеватый оборот речи).