ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
КОНЦЕРТ ДЛЯ ГОЛОСА С ОРКЕСТРОМ
Глиэра
У Рейнгольда Глиэра
У Рейнгольда Глиэра
Есть концерт для сопрано и вечности,
Для сопрано, любви и мечты,
Высоты их и их скоротечности,
Для сопрано, мечты и судьбы.
Есть концерт, где высОко, по синему
Не сопрано, а птица-крыло
Воплощалась в мелодию-линию,
Воплощалась легко и светло.
Есть концерт, где в его бесконечности
Чистым росчерком птица плыла,
Задевая слегка зону вечности
Мимолетным касаньем крыла.
Где вершила сюжет одиночества,
И чертила по небу круги
Белоснежная птица пророчества
Вовлеченная в тайны любви.
И достигнув вершины полетности,
Застывала в последнем рывке
Ослепительной точкой отсчетности –
Десять, девять… три, два… и в пике…
Есть концерт, где по синему-синему
Пронеслась белоснежной звездой
Вниз к земле птица гордая, сильная,
Обретая свой статус земной.
Есть концерт для сопрано и вечности,
Для сопрано и птицы-мечты,
Для сопрано, его безупречности,
Для сопрано, любви и судьбы.
Для сопрано, любви и мечты,
Высоты их и их скоротечности,
Для сопрано, мечты и судьбы.
Есть концерт, где высОко, по синему
Не сопрано, а птица-крыло
Воплощалась в мелодию-линию,
Воплощалась легко и светло.
Есть концерт, где в его бесконечности
Чистым росчерком птица плыла,
Задевая слегка зону вечности
Мимолетным касаньем крыла.
Где вершила сюжет одиночества,
И чертила по небу круги
Белоснежная птица пророчества
Вовлеченная в тайны любви.
И достигнув вершины полетности,
Застывала в последнем рывке
Ослепительной точкой отсчетности –
Десять, девять… три, два… и в пике…
Есть концерт, где по синему-синему
Пронеслась белоснежной звездой
Вниз к земле птица гордая, сильная,
Обретая свой статус земной.
Есть концерт для сопрано и вечности,
Для сопрано и птицы-мечты,
Для сопрано, его безупречности,
Для сопрано, любви и судьбы.
Концерт – (от латинского concertus – состязаюсь) – музыкальное сочинение для солирующего инструмента и оркестра, носящее соревновательный характер и дающее возможность проявить обеим сторонам все свои технические и «душевные» достоинства. Наиболее распространены концерты для таких инструментов как фортепиано, скрипка, виолончель. Концерт для голоса с оркестром Глиэра – редчайшее явление в мировой концертной практике.
Глиэр Рейнгольд Морицевич (1874 – 1956) – российский, советский композитор.
Музыкой стал заниматься в 11 лет, проявляя недетский энтузиазм и самостоятельно отыскивая себе странных учителей. То это был какой-нибудь старик-скрипач, случайно попавший в мастерскую отца (мастер по изготовлению музыкальных инструментов), то бедный юноша, сам еще обучавшийся в музыкальном училище. Странным во всем этом было то, что так или иначе, но к четырнадцати годам мальчик неплохо овладел игрой на скрипке и стал сочинять свои первые пьески. Затем были музыкальное училище, Московская консерватория и длинный почти шестидесятилетний творческий путь. Более чем благополучный. В итоге, три премии им. М. Глинки до революции 1917 года и три премии им. И. Сталина после революции.
Глиэр является автором первого советского балета «Красный мак» (Красный цветок), рассказывающий о дружбе советского и китайского народов (1927 год).
Оркестровая версия «Гимна великого города» из его балета «Медный всадник» стала гимном Санкт-Петербурга.
Глиэр автор 5 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 5 концертов, около четырехсот небольших инструментальных и вокальных сочинений.
К началу 21 века жизнеспособными, по сути, остались его Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, симфония №3 «Илья Муромец» – яркое, славянское сочинение, которое порой некоторые музыкальные критики, ставят рядом с «Богатырской» симфонией А. Бородина, и небольшие пьесы, использующиеся в учебных процессах.
Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Создан в 1943 году. Шла вторая мировая война. Тем неожиданнее появление этого нежного, необычайно красивого, воздушного сочинения. Даже, если Глиэр не написал бы более ни одного сочинения, Концерта было бы достаточно, чтобы войти в историю мирового музыкального искусства. По сегодняшний день Концерт для голоса Глиэра остается редчайшим раритетным сочинением. Он крайне сложен для исполнительниц. И не только в силу технических трудностей, но и потому, что техника здесь носит подчеркнуто вторичный характер, оставаясь при этом невероятно сложной для исполнительниц. На первом плане – открытая чистая душа, великая красота музыки. Именно это и делает Концерт сочинением, исполнение которого доступно только безупречным в техническом плане колоратурным сопрано и безупречным в интерпретационных нюансах певицам мирового класса.
Малейший сбой, малейшее несоответствие и происходит то, что очень точно и безжалостно описано в рецензии на концерт известной сильной американской певицы Лоры Клейкомб: «По всему видно: не надо было ей браться за Концерт для голоса с оркестром Глиэра (соч. 82) – практически уникальный в мировой оперной литературе вокализ такой удивительной красоты и такой невероятной сложности! В результате его исполнение превратилось в настоящую пытку и для певицы, и для слушателей. Но видит Бог, ни Российский национальный оркестр, ни Максим Венгеров, стоявший в тот вечер за его дирижерским пультом абсолютно не виноваты в этой непредвиденной «вокальной некондиции»… Игорь Корябин (Belcanto.ru). 19 сентября 2010 г.
Первое исполнение Концерта Глиэр доверил Надежде Казанцевой, которая впоследствии спела его с различными дирижерами и оркестрами более шестидесяти раз.
Музыкой стал заниматься в 11 лет, проявляя недетский энтузиазм и самостоятельно отыскивая себе странных учителей. То это был какой-нибудь старик-скрипач, случайно попавший в мастерскую отца (мастер по изготовлению музыкальных инструментов), то бедный юноша, сам еще обучавшийся в музыкальном училище. Странным во всем этом было то, что так или иначе, но к четырнадцати годам мальчик неплохо овладел игрой на скрипке и стал сочинять свои первые пьески. Затем были музыкальное училище, Московская консерватория и длинный почти шестидесятилетний творческий путь. Более чем благополучный. В итоге, три премии им. М. Глинки до революции 1917 года и три премии им. И. Сталина после революции.
Глиэр является автором первого советского балета «Красный мак» (Красный цветок), рассказывающий о дружбе советского и китайского народов (1927 год).
Оркестровая версия «Гимна великого города» из его балета «Медный всадник» стала гимном Санкт-Петербурга.
Глиэр автор 5 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 5 концертов, около четырехсот небольших инструментальных и вокальных сочинений.
К началу 21 века жизнеспособными, по сути, остались его Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, симфония №3 «Илья Муромец» – яркое, славянское сочинение, которое порой некоторые музыкальные критики, ставят рядом с «Богатырской» симфонией А. Бородина, и небольшие пьесы, использующиеся в учебных процессах.
Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Создан в 1943 году. Шла вторая мировая война. Тем неожиданнее появление этого нежного, необычайно красивого, воздушного сочинения. Даже, если Глиэр не написал бы более ни одного сочинения, Концерта было бы достаточно, чтобы войти в историю мирового музыкального искусства. По сегодняшний день Концерт для голоса Глиэра остается редчайшим раритетным сочинением. Он крайне сложен для исполнительниц. И не только в силу технических трудностей, но и потому, что техника здесь носит подчеркнуто вторичный характер, оставаясь при этом невероятно сложной для исполнительниц. На первом плане – открытая чистая душа, великая красота музыки. Именно это и делает Концерт сочинением, исполнение которого доступно только безупречным в техническом плане колоратурным сопрано и безупречным в интерпретационных нюансах певицам мирового класса.
Малейший сбой, малейшее несоответствие и происходит то, что очень точно и безжалостно описано в рецензии на концерт известной сильной американской певицы Лоры Клейкомб: «По всему видно: не надо было ей браться за Концерт для голоса с оркестром Глиэра (соч. 82) – практически уникальный в мировой оперной литературе вокализ такой удивительной красоты и такой невероятной сложности! В результате его исполнение превратилось в настоящую пытку и для певицы, и для слушателей. Но видит Бог, ни Российский национальный оркестр, ни Максим Венгеров, стоявший в тот вечер за его дирижерским пультом абсолютно не виноваты в этой непредвиденной «вокальной некондиции»… Игорь Корябин (Belcanto.ru). 19 сентября 2010 г.
Первое исполнение Концерта Глиэр доверил Надежде Казанцевой, которая впоследствии спела его с различными дирижерами и оркестрами более шестидесяти раз.
www.classic-online.ru (Глиэр. Концерт для голоса с оркестром – слушать)
https://music.yandex.ru (Глиэр. Концерт для голоса с оркестром – слушать)
Глиэр – слушать