ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
«ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ» ИГОРЯ СТРАВИНСКОГО
(двойная ритуальная фуга)
Врасплох, – резервом подголосков, – штурмует бастионы душ
“Весны священной” шалый туш – бог азиатский и раскосый.
Рукою грубой покрова срывает с тел золотожарких,
Хмелеет раструбом труба в двусмысленных своих ремарках.
“Весны священной” шалый туш – бог азиатский и раскосый.
Рукою грубой покрова срывает с тел золотожарких,
Хмелеет раструбом труба в двусмысленных своих ремарках.
«Весна священная». Балет.
Игра в язычество и скифство,
Игра на вылет, и на влёт
В игре инстинктов,
Игра в язычество и скифство,
Игра на вылет, и на влёт
В игре инстинктов,
чувств,
предчувствий.
И скифский дикий лик горит греховной жадностью природы,
Где только ритм,
Где только ритм,
ритм,
ритм,
ритм – причина продолженья рода.
Стравинский – ratio, эстет…
Всё, что играло в нём «по Фрейду»,
Он экспортировал в балет,
Закрыв, тем самым, «темы Фрейда»
Всё, что играло в нём «по Фрейду»,
Он экспортировал в балет,
Закрыв, тем самым, «темы Фрейда»
(в себе, и навсегда)
Сжигает оркестровый вой уже покорную стыдливость,
Весны настрой, весны разбой – неудержим в своих приливах.
Кларнетов горловой прибой для уха сладостен волчицы,
Когда, жеманясь, волк крутится пред нею свадебной трусцой.
О, сколь загадочна та пляска – лукавый древний ритуал,
Где он,
Весны настрой, весны разбой – неудержим в своих приливах.
Кларнетов горловой прибой для уха сладостен волчицы,
Когда, жеманясь, волк крутится пред нею свадебной трусцой.
О, сколь загадочна та пляска – лукавый древний ритуал,
Где он,
она,
сначала в масках,
играют будущий финал.
Стравинский. Музыка «Весны
Священной» – не категорична.
Есть только зов и ритм игры,
Игра ж язычеством первична.
Священной» – не категорична.
Есть только зов и ритм игры,
Игра ж язычеством первична.
Весна!
Ликующим разгулом инстинкт вершит час торжества.
Священна плоть, и пир Лукуллов справляет царственно она!
Ликующим разгулом инстинкт вершит час торжества.
Священна плоть, и пир Лукуллов справляет царственно она!
Весна язычества, она
Всегда священна – по истоку.
«Весна» Стравинского, она,
Она бессмертна – по итогу.
Всегда священна – по истоку.
«Весна» Стравинского, она,
Она бессмертна – по итогу.
https://music.yandex.ru (Стравинский – слушать)
www.classic-online.ru (Стравинский. Весна священная – слушать)
Игорь Фёдорович Стравинский (1882 – 1971) – русский композитор, дирижер и пианист. Композитор-энциклопедист.
Родился и до тридцати двух лет жил в России, затем почти шестьдесят лет жил преимущественно в США, но при этом непрерывно гастролировал по Европе. Имел два гражданства – США и Франции. В 1962 году посетил СССР. Умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции (Италия) на кладбище Сан-Микеле. Его можно было бы назвать композитором-космополитом, если бы не русская доминанта в его наиболее популярных и значимых произведениях.
На протяжении шести десятилетий Стравинский находился в неустанных поисках практически во всех областях форм и жанров музыкального искусства. Эволюция Стравинского очень сложна из-за немыслимого разнообразия “творческих манер”, как их именовал сам композитор. Он писал практически во всех стилях, композиторских техниках, которые были накоплены и открыты к двадцатому и в двадцатом столетии.
Стравинским создано 10 балетов, 4 оперы, 3 симфонии, концерты для скрипки, фортепиано, духовых инструментов с оркестром, «Черный концерт для кларнета и джаз-бэнда», камерно-инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, хоры, знаменитая «Симфония псалмов», романсы, песни.
Замечательно сказал о Стравинском писатель Жан Кокто: «Разве это не чудо: гроза, крайне озабоченная совершенством кривой, которую вычерчивают регистрирующие ее приборы? Восточный романтизм, работающий на латинский рационализм».
«Весна священная». «Я проникся полным доверием к собственному слуху как раз перед началом работы над партитурой «Весны священной», – говорил Стравинский в одной из бесед со своим биографом Р. Крафтом. И эту позицию, «уверенность в своем слухе» совсем не поколебало то, что произошло затем. Премьера «Весны священной» в парижском сезоне 1913 года обернулась скандалом. Свист, шиканье, откровенный смех и бранные выкрики сопутствовали спектаклю от начала до конца. Возмущенный композитор ушел из зрительного зала в самом начале первой картины. Музыку Стравинского называли «безумием», «отвратительной», «грубой», а новое направление в балете объявили «безобразным и детским».
Признание пришло к «Весне священной» годом позже, на первом же концертном исполнении этого сочинения. И если на театральной премьере «Весны» Стравинский вне себя от ярости выбежал вон из зала, то на этот раз покоренные слушатели устроили восторженную овацию и вынесли его на руках как победителя.
Первая постановка «Весны священной» после премьеры 1913 года никогда более не возобновлялась. Через восемь лет русский концертный деятель, антрепренер С. Дягилев рискнул включить этот балет в программу сезона 1921 года, но уже в новой сценической версии Л. Мясина. За это время симфоническая сюита из балета успела обойти весь мир и, завоевав всеобщее признание, превратилась в одно из фундаментальных классических произведений концертного репертуара. Балет пристроился в фарватер и стал не менее популярным явлением на сценах театров.
«Весна священная» лишена сюжета. Она представляет собой ряд ансамблевых сцен, воплощающих различные древнеславянские обряды и обычаи: весенние гадания, девичьи хороводы, умыкание невесты, поклонение Земле. Все завершается торжественным и мрачным обрядом жертвоприношения в честь бога весны. «В „Весне священной» я хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни: воскресение полное, стихийное, воскресение зачатия всемирного», – писал композитор.
«Великая священная пляска» из сюиты «Весна священная» Стравинского в числе лучших творений человечества записана на золотой диск американского космического корабля «Вояджер» и ушла в космос (Великая священная пляска – финал сюиты «Весна священная – слушать).
См. стр. 83.
В честь Стравинского назван кратер на Меркурии.
Родился и до тридцати двух лет жил в России, затем почти шестьдесят лет жил преимущественно в США, но при этом непрерывно гастролировал по Европе. Имел два гражданства – США и Франции. В 1962 году посетил СССР. Умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции (Италия) на кладбище Сан-Микеле. Его можно было бы назвать композитором-космополитом, если бы не русская доминанта в его наиболее популярных и значимых произведениях.
На протяжении шести десятилетий Стравинский находился в неустанных поисках практически во всех областях форм и жанров музыкального искусства. Эволюция Стравинского очень сложна из-за немыслимого разнообразия “творческих манер”, как их именовал сам композитор. Он писал практически во всех стилях, композиторских техниках, которые были накоплены и открыты к двадцатому и в двадцатом столетии.
Стравинским создано 10 балетов, 4 оперы, 3 симфонии, концерты для скрипки, фортепиано, духовых инструментов с оркестром, «Черный концерт для кларнета и джаз-бэнда», камерно-инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, хоры, знаменитая «Симфония псалмов», романсы, песни.
Замечательно сказал о Стравинском писатель Жан Кокто: «Разве это не чудо: гроза, крайне озабоченная совершенством кривой, которую вычерчивают регистрирующие ее приборы? Восточный романтизм, работающий на латинский рационализм».
«Весна священная». «Я проникся полным доверием к собственному слуху как раз перед началом работы над партитурой «Весны священной», – говорил Стравинский в одной из бесед со своим биографом Р. Крафтом. И эту позицию, «уверенность в своем слухе» совсем не поколебало то, что произошло затем. Премьера «Весны священной» в парижском сезоне 1913 года обернулась скандалом. Свист, шиканье, откровенный смех и бранные выкрики сопутствовали спектаклю от начала до конца. Возмущенный композитор ушел из зрительного зала в самом начале первой картины. Музыку Стравинского называли «безумием», «отвратительной», «грубой», а новое направление в балете объявили «безобразным и детским».
Признание пришло к «Весне священной» годом позже, на первом же концертном исполнении этого сочинения. И если на театральной премьере «Весны» Стравинский вне себя от ярости выбежал вон из зала, то на этот раз покоренные слушатели устроили восторженную овацию и вынесли его на руках как победителя.
Первая постановка «Весны священной» после премьеры 1913 года никогда более не возобновлялась. Через восемь лет русский концертный деятель, антрепренер С. Дягилев рискнул включить этот балет в программу сезона 1921 года, но уже в новой сценической версии Л. Мясина. За это время симфоническая сюита из балета успела обойти весь мир и, завоевав всеобщее признание, превратилась в одно из фундаментальных классических произведений концертного репертуара. Балет пристроился в фарватер и стал не менее популярным явлением на сценах театров.
«Весна священная» лишена сюжета. Она представляет собой ряд ансамблевых сцен, воплощающих различные древнеславянские обряды и обычаи: весенние гадания, девичьи хороводы, умыкание невесты, поклонение Земле. Все завершается торжественным и мрачным обрядом жертвоприношения в честь бога весны. «В „Весне священной» я хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни: воскресение полное, стихийное, воскресение зачатия всемирного», – писал композитор.
«Великая священная пляска» из сюиты «Весна священная» Стравинского в числе лучших творений человечества записана на золотой диск американского космического корабля «Вояджер» и ушла в космос (Великая священная пляска – финал сюиты «Весна священная – слушать).
См. стр. 83.
В честь Стравинского назван кратер на Меркурии.