ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943) – русский композитор, пианист, дирижер.
В 19 лет окончил консерваторию как пианист и композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера – «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. Пушкина «Цыганы», фортепианный концерт, романсы.
Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Однако блестящий старт его творческой деятельности был прерван неудачной премьерой Первой симфонии (дирижер – А. Глазунов), которая окончилась полным провалом из-за некачественного исполнения. Это послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение почти четырех лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из кризиса.
До 1917 года Рахманинов много концертировал как пианист и дирижер. Вскоре после революции 1917 года Рахманинов покинул Россию навсегда. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером.
В течение двадцатипятилетней жизни за рубежом (1918 – 1943) Рахманинов создал всего 6 произведений. Среди них, пожалуй, наиболее значительное сочинение – Четвертый концерт для фортепиано с оркестром. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» – писал он.
Интересно, что в четырех произведениях, сочиненных в США – фортепианные «Вариации на тему Корелли», «Рапсодия на тему Паганини», финал Третьей симфонии и «Симфонические танцы» – он включает и разрабатывает тему средневекового похоронного мотива “Dies irae” («День гнева»). В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом.».
Последние годы Рахманинов серьезно болел (рак легких). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращенную лишь незадолго до смерти. Похоронен в Соединенных Штатах Америки, в Беверли-Хиллз, штат Калифорния.
Творчество Рахманинова стало тем синтезирующим явлением, которое сплавило воедино искания предыдущих российских композиторов в единый и цельный русский национальный стиль. Кроме того, Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения вошли в репертуар всех пианистов мира. И, наконец, Рахманинов одним из первых осуществил первые опыты по синтезу классической традиции и джаза в последних зарубежных своих сочинениях.
Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки («Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»), но и во многих других своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Центральное произведение зрелого Рахманинова, которое он очень любил – грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По.
Рахманиновым создано 4 концерта для фортепиано с оркестром, 3 симфонии, 3 оперы, несколько крупных оркестрово-хоровых произведений, среди которых поэма «Колокола», кантата «Весна», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», большое количество романсов и фортепианных сочинений.
П.И. Чайковский оказался провидцем, когда сказал о студенте Рахманинове: «Я предсказываю ему великое будущее».
В честь Сергея Рахманинова назван кратер на Меркурии.
В 19 лет окончил консерваторию как пианист и композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера – «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. Пушкина «Цыганы», фортепианный концерт, романсы.
Рахманинов рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Однако блестящий старт его творческой деятельности был прерван неудачной премьерой Первой симфонии (дирижер – А. Глазунов), которая окончилась полным провалом из-за некачественного исполнения. Это послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение почти четырех лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из кризиса.
До 1917 года Рахманинов много концертировал как пианист и дирижер. Вскоре после революции 1917 года Рахманинов покинул Россию навсегда. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером.
В течение двадцатипятилетней жизни за рубежом (1918 – 1943) Рахманинов создал всего 6 произведений. Среди них, пожалуй, наиболее значительное сочинение – Четвертый концерт для фортепиано с оркестром. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» – писал он.
Интересно, что в четырех произведениях, сочиненных в США – фортепианные «Вариации на тему Корелли», «Рапсодия на тему Паганини», финал Третьей симфонии и «Симфонические танцы» – он включает и разрабатывает тему средневекового похоронного мотива “Dies irae” («День гнева»). В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом.».
Последние годы Рахманинов серьезно болел (рак легких). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращенную лишь незадолго до смерти. Похоронен в Соединенных Штатах Америки, в Беверли-Хиллз, штат Калифорния.
Творчество Рахманинова стало тем синтезирующим явлением, которое сплавило воедино искания предыдущих российских композиторов в единый и цельный русский национальный стиль. Кроме того, Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения вошли в репертуар всех пианистов мира. И, наконец, Рахманинов одним из первых осуществил первые опыты по синтезу классической традиции и джаза в последних зарубежных своих сочинениях.
Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки («Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение»), но и во многих других своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Центральное произведение зрелого Рахманинова, которое он очень любил – грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По.
Рахманиновым создано 4 концерта для фортепиано с оркестром, 3 симфонии, 3 оперы, несколько крупных оркестрово-хоровых произведений, среди которых поэма «Колокола», кантата «Весна», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», большое количество романсов и фортепианных сочинений.
П.И. Чайковский оказался провидцем, когда сказал о студенте Рахманинове: «Я предсказываю ему великое будущее».
В честь Сергея Рахманинова назван кратер на Меркурии.
«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» С. РАХМАНИНОВА
Грачи четвертый день подряд
Врываются в его тетради,
И непонятно, что хотят,
И невозможно с ними сладить.
Врываются в его тетради,
И непонятно, что хотят,
И невозможно с ними сладить.
О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Я встречаю тебя у порога – С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах... |
И обретает грачий грай весенней музыки бескрайность,
Весенний шалый гимн – Встречай!
Любви весеннюю случайность.
Весенний шалый гимн – Встречай!
Любви весеннюю случайность.
«Весна идёт» – романс С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева. Это состояние затем было мощно развито композитором в кантате “Весна” на стихи Н. Некрасова: “Идёт, гудёт зеленый шум!”. А год спустя возникли его десять фортепианных прелюдий. Одна из них, ре-мажорная, заворожила И. Репина.
“Озеро в весеннем разливе... весеннее половодье” так почувствовал, увидел это сочинение великий русский художник.
В контрапункте – фрагмент стиха А. Блока «О, весна без конца и без краю».
www.classic-online.ru (Рахманинов. «Весенние воды» – слушать)