ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
«Завершена итоговая «Пиковая дама» – перед началом работы над оперой Чайковский находился в подавленном состоянии, в чем он признавался в письме к композитору А. Глазунову: «Переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле. Что-то такое совершается внутри меня, для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование: по временам безумная тоска, но не та, в глубине которой предвидение нового прилива любви к жизни, а нечто безнадежное, финальное...». Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу, называя ее шедевром. Она была написана в эскизах в течении сорока четырех дней во Флоренции. Успех оперы с первой же ее постановки, как и предвидел автор, был потрясающим.
Шестая симфония си минор (ор.74) – вершина, к которой Чайковский шел всю жизнь. Это – абсолютный Чайковский, это – его лебединая песнь, его исповедь, его верховное достижение. Чайковский писал: «В симфонию я вложил без преувеличения всю свою душу». Человек, Жизнь, Рок, Вызов, Борьба, Смерть – каждое слово с большой буквы. Это и есть фабула симфонии, финал которой, – редкий случай в мировой музыке, – завершается уходом пианиссимо в Никуда.
В начале 1893 года Чайковский приступил к завершающему этапу работы над Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге уже 16 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через девять дней Чайковского не стало. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября 1893. Т.е. вся драматическая история создания шестой симфонии, получения мантии доктора и смерти композитора уложилась в восемь месяцев.
По основной доминирующей версии причиной смерти было то, что Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды.
Упорно держится и другая версия – самоубийство. В начале 90-х годов композитор оказался в центре очередного скандала, связанного с его личной жизнью и его гомосексуальными наклонностями. Не сумев развязать этот клубок трагических противоречий, он решился на добровольный уход из жизни. Подобно моцартовскому «Реквиему» последняя симфония должна была стать прощанием Чайковского с этим миром.
Существует и третья версия – самоубийство, но совершенное под давлением со стороны. Четвертая версия – убийство, порой называется, но никем не исследована и всерьез не рассматривается.
Симфония посвящена его племяннику В. Давыдову, которого композитор объявил наследником почти всего своего имущества. Человек, которому посвящена Шестая симфония, впоследствии тоже покончил жизнь самоубийством.
Критики и слушатели на премьере не оценили симфонию по достоинству, а точнее – совершенно не поняли ее. Безусловно, это стало сильнейшим потрясением для композитора, который считал данное произведение одним из самых главных своих сочинений.
Второй раз симфония прозвучала под управлением Э. Направника уже в концерте памяти Чайковского. Имела грандиозный успех. Позже она вошла в репертуар всех выдающихся дирижеров 20-21 веков. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.
В честь Чайковского назван кратер на Меркурии.
Шестая симфония си минор (ор.74) – вершина, к которой Чайковский шел всю жизнь. Это – абсолютный Чайковский, это – его лебединая песнь, его исповедь, его верховное достижение. Чайковский писал: «В симфонию я вложил без преувеличения всю свою душу». Человек, Жизнь, Рок, Вызов, Борьба, Смерть – каждое слово с большой буквы. Это и есть фабула симфонии, финал которой, – редкий случай в мировой музыке, – завершается уходом пианиссимо в Никуда.
В начале 1893 года Чайковский приступил к завершающему этапу работы над Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге уже 16 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через девять дней Чайковского не стало. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября 1893. Т.е. вся драматическая история создания шестой симфонии, получения мантии доктора и смерти композитора уложилась в восемь месяцев.
По основной доминирующей версии причиной смерти было то, что Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды.
Упорно держится и другая версия – самоубийство. В начале 90-х годов композитор оказался в центре очередного скандала, связанного с его личной жизнью и его гомосексуальными наклонностями. Не сумев развязать этот клубок трагических противоречий, он решился на добровольный уход из жизни. Подобно моцартовскому «Реквиему» последняя симфония должна была стать прощанием Чайковского с этим миром.
Существует и третья версия – самоубийство, но совершенное под давлением со стороны. Четвертая версия – убийство, порой называется, но никем не исследована и всерьез не рассматривается.
Симфония посвящена его племяннику В. Давыдову, которого композитор объявил наследником почти всего своего имущества. Человек, которому посвящена Шестая симфония, впоследствии тоже покончил жизнь самоубийством.
Критики и слушатели на премьере не оценили симфонию по достоинству, а точнее – совершенно не поняли ее. Безусловно, это стало сильнейшим потрясением для композитора, который считал данное произведение одним из самых главных своих сочинений.
Второй раз симфония прозвучала под управлением Э. Направника уже в концерте памяти Чайковского. Имела грандиозный успех. Позже она вошла в репертуар всех выдающихся дирижеров 20-21 веков. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.
В честь Чайковского назван кратер на Меркурии.
www.classic-online.ru (Чайковский. Симфония №6 – слушать)
Чайковский – слушать
Чайковский – слушать
Чайковский – слушать
ЧАЙКОВСКИЙ ЛИРИКОЙ СМУТИЛ
Чайковский лирикой смутил.
В ней чувственность его решений
Всегда?
парадоксальна.
Чувств теченьепредвидит словно смерть.
Всегда?Почти всегда!
В мелодике скрыт контур зла.Почти всегда.
И красота его мелодий почти болезненна всегда.Всегда?
Почти!
Почти всегда в предощущеньяхесть тени, тени, тени, тени…
И появляются сомненья:
- Любил ли он?
- Он сам?
- Он – гений?
- Он сам?
- Он – гений?
А лирика его в ответ – Любил!
Чайковский и лирика – тема особая.
Чайковский – любовь?
Ох, вопрос непростой.
Чайковский – он гений!
Он – гей!
Он – вторично-первичен.
Он Богом – замечен.
Отличен.
Отмечен.
Чайковский – он гений. Он – гей.
И он … – вечен!
Чайковский – любовь?
Ох, вопрос непростой.
Чайковский – он гений!
Он – гей!
Он – вторично-первичен.
Он Богом – замечен.
Отличен.
Отмечен.
Чайковский – он гений. Он – гей.
И он … – вечен!
Чайковский в лирику вложил грозы, беды предощущенье.
Шестой симфонии решенье – не сущностей лишь умноженье,
(итог лирических плетений)
«Шестой» поставил точку гений.
Я – жил (он заявил)!
Грешил!
Творил!
Любил!
А смерть? – Ну что ж, все мы умрём!
И эхо отзвуком – Прощён-н-н-н ….
Шестой симфонии решенье – не сущностей лишь умноженье,
(итог лирических плетений)
«Шестой» поставил точку гений.
Я – жил (он заявил)!
Грешил!
Творил!
Любил!
А смерть? – Ну что ж, все мы умрём!
И эхо отзвуком – Прощён-н-н-н ….