ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ
Нам странны образы людей, что с дилетантства начинали,
И постигали суть вещей,
И одиноко умирали.
Они с беспечностью детей, еще не ведавших печалей,
Порой, у запертых дверей робели,
Но приоткрывали.
И дали представали им в дразнящих сумерках наитий,
Когда прозрением слепым нащупывали край открытий.
И постигали суть вещей,
И одиноко умирали.
Они с беспечностью детей, еще не ведавших печалей,
Порой, у запертых дверей робели,
Но приоткрывали.
И дали представали им в дразнящих сумерках наитий,
Когда прозрением слепым нащупывали край открытий.
Как не хватало им тогда
уменья,
школы,
Но природойупрямства своего,
ума –
Всё доводили до методы.
И оставались на века,
И оставались навсегда:
И прецедентом,
И собой,
И – путеводною звездой.
Клод Дебюсси,
Морис Равель,
Игорь Стравинский,
Сергей Прокофьев,
Дмитрий Шостакович,
Леош Яначек,
Оливье Мессиан …
И сколько их еще – композиторов XX столетия, – которых вела звезда
Модеста Мусоргского.
Он – Мусоргский – среди людей, что с дилетантства начинали,
И постигали суть вещей,
И подлой смертью умирали.
И оставались на века,
И оставались навсегда:
И прецедентом,
И собой,
И – путеводною звездой.
Клод Дебюсси,
Морис Равель,
Игорь Стравинский,
Сергей Прокофьев,
Дмитрий Шостакович,
Леош Яначек,
Оливье Мессиан …
И сколько их еще – композиторов XX столетия, – которых вела звезда
Модеста Мусоргского.
Он – Мусоргский – среди людей, что с дилетантства начинали,
И постигали суть вещей,
И подлой смертью умирали.
Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881) – русский композитор из так называемой «Могучей кучки».
Мусоргский подчеркнуто, акцентированно национален. Он автор знаменитых опер, симфонических и вокальных произведений на темы русской истории, славянской мифологии, а также на другие исключительно национальные темы.
Мусоргский был офицером, а затем чиновником. Служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. Однако все это шло как бы само по себе. Главное – музыка.
А в музыке Мусоргский был ненавистником рутины. Для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной грамматики, на классические устои он обращал мало внимания, усматривая в них лишь своего рода архивный каталог композиторских приемов прежних эпох. Во всем Мусоргский искал свой путь, во всем отдавался своей неудержимой фантазии, во всем стремился к новизне.
Известность Мусоргскому принесла опера «Борис Годунов», написанная по одноименной драме Пушкина, – одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Новаторство «Бориса Годунова», а также второй оперы композитора «Хованщина» современниками не были оценены. Отношение к ним даже ближайших друзей Мусоргского было довольно скептичным. Обе музыкальные драмы Мусоргского завоевали мировое признание уже после смерти композитора. По сей день, во всем мире они относятся к наиболее часто исполняемым произведениям русской музыки.
Язык, стилистика Мусоргского что в оперных, что в симфонических, что в вокальных произведениях не укладывались в представления о тогдашних классических канонах. Музыкальный язык композитора (мелодия, гармония, фактура, форма) отмечен столь радикальным новаторством, что многие его находки не были восприняты современниками и получили развитие только в 20 веке. Практически все крупные композиторы 20 столетия, как отечественные, так и зарубежные испытали влияние Мусоргского.
Перу Мусоргского принадлежат 5 опер, фортепианный цикл «Картинки с выставки», несколько вокальных циклов, симфоническая поэма «Ночь на лысой горе».
Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья композитора, его быта и интенсивности его творчества. Вследствие этого, после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства, Мусоргский был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.
Композитор скончался в военном госпитале, куда он был помещен после приступа белой горячки в возрасте сорока двух лет.
В честь Мусоргского назван кратер на Меркурии и малая планета 1059 Mussorgskia.
Мусоргский подчеркнуто, акцентированно национален. Он автор знаменитых опер, симфонических и вокальных произведений на темы русской истории, славянской мифологии, а также на другие исключительно национальные темы.
Мусоргский был офицером, а затем чиновником. Служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. Однако все это шло как бы само по себе. Главное – музыка.
А в музыке Мусоргский был ненавистником рутины. Для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной грамматики, на классические устои он обращал мало внимания, усматривая в них лишь своего рода архивный каталог композиторских приемов прежних эпох. Во всем Мусоргский искал свой путь, во всем отдавался своей неудержимой фантазии, во всем стремился к новизне.
Известность Мусоргскому принесла опера «Борис Годунов», написанная по одноименной драме Пушкина, – одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Новаторство «Бориса Годунова», а также второй оперы композитора «Хованщина» современниками не были оценены. Отношение к ним даже ближайших друзей Мусоргского было довольно скептичным. Обе музыкальные драмы Мусоргского завоевали мировое признание уже после смерти композитора. По сей день, во всем мире они относятся к наиболее часто исполняемым произведениям русской музыки.
Язык, стилистика Мусоргского что в оперных, что в симфонических, что в вокальных произведениях не укладывались в представления о тогдашних классических канонах. Музыкальный язык композитора (мелодия, гармония, фактура, форма) отмечен столь радикальным новаторством, что многие его находки не были восприняты современниками и получили развитие только в 20 веке. Практически все крупные композиторы 20 столетия, как отечественные, так и зарубежные испытали влияние Мусоргского.
Перу Мусоргского принадлежат 5 опер, фортепианный цикл «Картинки с выставки», несколько вокальных циклов, симфоническая поэма «Ночь на лысой горе».
Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья композитора, его быта и интенсивности его творчества. Вследствие этого, после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства, Мусоргский был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.
Композитор скончался в военном госпитале, куда он был помещен после приступа белой горячки в возрасте сорока двух лет.
В честь Мусоргского назван кратер на Меркурии и малая планета 1059 Mussorgskia.