ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
МОРИС РАВЕЛЬ
(камерный)
В негромком концертном зале
Негромко звучал рояль.
Изысканно, чуть печально
Над залом мерцал Равель.
Рояль возвышался в звуках –
Ла-вель-я.
Ла-вель.
Ла-вель.
Взлетали, как вскрики руки –
Равель-я.
Равель.
Равель.
Взмывали над залом звуки,
В них эхом искрила страсть,
- Пропасть? – вопрошали звуки,
- Про-о-пасть! – отвечала страсть.
Париж. Вдохновенье. Чувства.
Изысканность. Шарм. Шанель.
Французский рецепт в искусстве –
Мане / Моне.
Писарро / Ренуар.
Равель.
И длится в концертных залах –
Ла-вель-я.
Ла-вель.
Ла-вель.
Осенний, слегка усталый,
Но в чем-то смертельно-шалый,
Прекрасный в большом и малом,
Как эхо,
как отзвук прялый
Мерцает в негромких залах –
Равель-я!
Равель.
Равель.
Негромко звучал рояль.
Изысканно, чуть печально
Над залом мерцал Равель.
Рояль возвышался в звуках –
Ла-вель-я.
Ла-вель.
Ла-вель.
Взлетали, как вскрики руки –
Равель-я.
Равель.
Равель.
Взмывали над залом звуки,
В них эхом искрила страсть,
- Пропасть? – вопрошали звуки,
- Про-о-пасть! – отвечала страсть.
Париж. Вдохновенье. Чувства.
Изысканность. Шарм. Шанель.
Французский рецепт в искусстве –
Мане / Моне.
Писарро / Ренуар.
Равель.
И длится в концертных залах –
Ла-вель-я.
Ла-вель.
Ла-вель.
Осенний, слегка усталый,
Но в чем-то смертельно-шалый,
Прекрасный в большом и малом,
Как эхо,
как отзвук прялый
Мерцает в негромких залах –
Равель-я!
Равель.
Равель.
Жозеф Морис Равель (1875 – 1937) – французский композитор.
С шести лет начал обучаться игре на фортепиано. Закончил парижскую консерваторию. Будучи уже известным композитором, Равель трижды в Париже выставлял свою кандидатуру в качестве претендента на Римскую премию. Трижды ему отказывали. Неудачи, связанные с этой премией, похоже, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды. А вот американскую «награду» степень почетного доктора музыки Оксфордского университета принял.
В годы первой мировой войны он приложил немало усилий, чтобы его отправили на фронт. Равель был очень небольшого роста (и веса), поэтому ему в течение трех месяцев пришлось буквально добиваться, чтобы его взяли в действующую армию, где он служил в качестве водителя более трех лет. Был комиссован по состоянию здоровья.
В целом же Равель вел лишенную примечательных событий жизнь «кабинетного» композитора. Его «развлечениями» были гастроли. Во всем мире он пользовался успехом как пианист, дирижер и даже лектор. К оригинальностям композитора можно отнести, вероятно, только то, что он собрал большую коллекцию механических игрушек – точность их движений восхищала композитора.
В последние годы жизни из-за тяжелой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) композитор прекратил творческую деятельность. Умирал Равель плохо, на протяжении пяти лет, постепенно теряя память, иногда даже не узнавая свою собственную музыку. Умер композитор в шестидесятитрехлетнем возрасте в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге.
Равель, также как и К. Дебюсси, это вершина импрессионизма. Утонченен, филигранен в нюансах, изыскан. Немало он воспринял от русских композиторов, особенно М. Мусоргского. Работал совместно с И. Стравинским над партитурой «Хованщина», сделал великолепную оркестровку «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Одна из фортепианных пьес Равеля называется «В манере Бородина».
Среди наиболее известных его произведений – «Игра воды», «Отражения», «Гробница Куперена» для фортепиано, балет «Дафнис и Хлоя», фортепианные концерты и, конечно же, знаменитое «Болеро», которое он создал по просьбе русской балерины Иды Рубинштейн.
По просьбе австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку, Равель написал Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки.
Равель был очень закрыт во всем, что касалось творчества, духовных исканий, личной жизни. Мы можем только догадываться, как он сочинял музыку. Никто не видел, как рождались его произведения, не находили эскизов или набросков, его сочинения не носили следов переделок. Редчайший случай в истории музыкального искусства.
Равель никогда не стремился ставить в музыке философские вопросы и проблемы мироздания. Его искусство чувственное, хрупкое, интимное и в этих аспектах, безусловно, очень значительное.
В 1975 в Лионе был открыт концертный зал «Аудиториум Мориса Равеля».
С шести лет начал обучаться игре на фортепиано. Закончил парижскую консерваторию. Будучи уже известным композитором, Равель трижды в Париже выставлял свою кандидатуру в качестве претендента на Римскую премию. Трижды ему отказывали. Неудачи, связанные с этой премией, похоже, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды. А вот американскую «награду» степень почетного доктора музыки Оксфордского университета принял.
В годы первой мировой войны он приложил немало усилий, чтобы его отправили на фронт. Равель был очень небольшого роста (и веса), поэтому ему в течение трех месяцев пришлось буквально добиваться, чтобы его взяли в действующую армию, где он служил в качестве водителя более трех лет. Был комиссован по состоянию здоровья.
В целом же Равель вел лишенную примечательных событий жизнь «кабинетного» композитора. Его «развлечениями» были гастроли. Во всем мире он пользовался успехом как пианист, дирижер и даже лектор. К оригинальностям композитора можно отнести, вероятно, только то, что он собрал большую коллекцию механических игрушек – точность их движений восхищала композитора.
В последние годы жизни из-за тяжелой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) композитор прекратил творческую деятельность. Умирал Равель плохо, на протяжении пяти лет, постепенно теряя память, иногда даже не узнавая свою собственную музыку. Умер композитор в шестидесятитрехлетнем возрасте в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге.
Равель, также как и К. Дебюсси, это вершина импрессионизма. Утонченен, филигранен в нюансах, изыскан. Немало он воспринял от русских композиторов, особенно М. Мусоргского. Работал совместно с И. Стравинским над партитурой «Хованщина», сделал великолепную оркестровку «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Одна из фортепианных пьес Равеля называется «В манере Бородина».
Среди наиболее известных его произведений – «Игра воды», «Отражения», «Гробница Куперена» для фортепиано, балет «Дафнис и Хлоя», фортепианные концерты и, конечно же, знаменитое «Болеро», которое он создал по просьбе русской балерины Иды Рубинштейн.
По просьбе австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку, Равель написал Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки.
Равель был очень закрыт во всем, что касалось творчества, духовных исканий, личной жизни. Мы можем только догадываться, как он сочинял музыку. Никто не видел, как рождались его произведения, не находили эскизов или набросков, его сочинения не носили следов переделок. Редчайший случай в истории музыкального искусства.
Равель никогда не стремился ставить в музыке философские вопросы и проблемы мироздания. Его искусство чувственное, хрупкое, интимное и в этих аспектах, безусловно, очень значительное.
В 1975 в Лионе был открыт концертный зал «Аудиториум Мориса Равеля».