ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
КЛОД ДЕБЮССИ
- «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».
Клод Дебюсси.
- Дебюсси «играл почти всегда на «полутонах», без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», – вспоминала французская пианистка М. Лонг.
- Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси – наоборот. Он не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил:
- Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...
- Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако, когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились...
Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.
- Дорогой месье, – сухо сказала фон Мекк Дебюсси, – не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...
- Дебюсси был любимцем женщин, покорил многих своих учениц и немало дам из общества, двух из которых довел до самоубийства.
- У Клода Дебюсси частенько «не хватало дыхания», чтобы закончить произведение крупной формы. Незаконченными остались оперы «Родриг и Химена», «Падение дома Эшеров». Когда у композитора спрашивали, отчего он не пишет симфонии, Дебюсси весело отвечал:
- Зачем зарабатывать одышку, строя симфонии? Давайте делать оперетты!
- «Вошло в обычай ежегодно подвергать г-на Дебюсси нападкам. Мы уже узнали, что открытием своей гармонической системы он всецело обязан Эрику Сати, особенностям своего театра – Мусоргскому, инструментовкой – Римскому-Корсакову. Теперь же мы узнали, откуда произошёл и его импрессионизм. Ну что ж! Ему, несмотря на бездарность, не остается ничего другого, как оставаться самым значительным, самым глубоко музыкальным из современных композиторов».
Морис Равель.
Клод Дебюсси.
- Дебюсси «играл почти всегда на «полутонах», без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», – вспоминала французская пианистка М. Лонг.
- Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси – наоборот. Он не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил:
- Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...
- Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако, когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились...
Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.
- Дорогой месье, – сухо сказала фон Мекк Дебюсси, – не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...
- Дебюсси был любимцем женщин, покорил многих своих учениц и немало дам из общества, двух из которых довел до самоубийства.
- У Клода Дебюсси частенько «не хватало дыхания», чтобы закончить произведение крупной формы. Незаконченными остались оперы «Родриг и Химена», «Падение дома Эшеров». Когда у композитора спрашивали, отчего он не пишет симфонии, Дебюсси весело отвечал:
- Зачем зарабатывать одышку, строя симфонии? Давайте делать оперетты!
- «Вошло в обычай ежегодно подвергать г-на Дебюсси нападкам. Мы уже узнали, что открытием своей гармонической системы он всецело обязан Эрику Сати, особенностям своего театра – Мусоргскому, инструментовкой – Римскому-Корсакову. Теперь же мы узнали, откуда произошёл и его импрессионизм. Ну что ж! Ему, несмотря на бездарность, не остается ничего другого, как оставаться самым значительным, самым глубоко музыкальным из современных композиторов».
Морис Равель.
- Искусство Дебюсси нельзя рассматривать только как музыкальную аналогию импрессионистической живописи. Сам он возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки. Он не был поклонником этого течения в живописи. Среду, в которой формировалась личность Дебюсси, составляли преимущественно поэты-символисты, посещавшие знаменитые «вторники» Стефана Малларме. Это Поль Верлен (на тексты которого Дебюсси написал многочисленные романсы, среди них – юношеская «Мандолина», два цикла «Галантных празднеств», цикл «Забытые ариетты»), Шарль Бодлер (романсы, вокальные поэмы), Пьер Луис («Песни Билитис»).
- «Художник в современных цивилизациях будет всегда существом, полезность которого замечают только после его смерти».
Клод Дебюсси.
- «Художник в современных цивилизациях будет всегда существом, полезность которого замечают только после его смерти».
Клод Дебюсси.