ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
КЛОД ДЕБЮССИ
Дебюсси,
Томный профиль рояля,
На клавире чужие цветы,
Задохнувшийся отзвук печали,
Силуэты,
Рассветы,
Мосты.
И случайность, с которой на ты
Дебюсси,
Дебюсси,
Дебюсси.
Вечера,
Светотени “Ноктюрнов”,
Настроенья,
Мгновенья,
Холсты.
Прихотливый узор партитурный,
Непричастность,
Причастность,
Мечты.
Затухающе – “Боже, прости!”,
Дебюсси,
Дебюсси,
Дебюсси.
Томный профиль рояля,
На клавире чужие цветы,
Задохнувшийся отзвук печали,
Силуэты,
Рассветы,
Мосты.
И случайность, с которой на ты
Дебюсси,
Дебюсси,
Дебюсси.
Вечера,
Светотени “Ноктюрнов”,
Настроенья,
Мгновенья,
Холсты.
Прихотливый узор партитурный,
Непричастность,
Причастность,
Мечты.
Затухающе – “Боже, прости!”,
Дебюсси,
Дебюсси,
Дебюсси.
Клод Дебюсси (1862 – 1918) – французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик. Признанный глава и ярчайший представитель музыкального импрессионизма.
По известному выражению французского поэта Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе. Сам Дебюсси этот термин не любил. Однако, несмотря на часто афишируемое личное неприятие термина «импрессионизм», композитор неоднократно высказывался как истинный художник-импрессионист. Так, говоря о самом раннем из своих знаменитых произведений, «Ноктюрнах», Дебюсси признавался, что идея первого из них («Облака») пришла ему в голову в один из облачных дней, когда он с моста Согласия смотрел на Сену...
Утонченность, исключительное внимание к деталям и нюансам, изысканность отделки, – характерная черта творчества Дебюсси.
Своеобразным манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую «Прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна» (по эклоге С. Малларме) В ней в полной мере проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии.
У Дебюсси никогда не было больших денег, он ни разу в жизни не сходил на постановку своих собственных опер и всегда отвергал славу, которая по большому счету пришла к нему, когда ему было уже за пятьдесят.
Дебюсси создал три оперы (единственная законченная – «Паллеас и Мелизанда»), три балета, несколько симфонических, камерно-ансамблевых сочинений, множество фортепианных и вокальных произведений.
Композитор многократно бывал в России. Несомненно, он испытал влияние русской музыки. Не случайно, много лет спустя, уже после смерти Дебюсси, писатель Жан Кокто и композитор Дариус Мийо публично признали то, что на путях французской музыки композиторы «Могучей кучки» расставили «русскую западню».
Дебюсси – одна из самых значительных фигур в музыке на рубеже 19-20 веков. Его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму. Творчество Дебюсси закрывает последнюю, наиболее утонченную страницу музыкального искусства целой эпохи.
«На клавире чужие цветы…». Клавир – сокращение слова клавираусцуг (нем. Klavier – фортепиано и Auszug – извлечение). Клавир – переложение оперной, симфонической или балетной партитуры для исполнения на фортепьяно.
«Вечера, светотени “Ноктюрнов…”. Ноктюрн (фр. nocturne – ночной) – распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, иногда вокальных) лирического, мечтательного характера.
«Ноктюрны» Дебюсси это три симфонические картины: «Облака», «Празднества», «Сирены». Сам композитор писал: «Заглавие – «Ноктюрны» – имеет значение более общее и, в особенности, более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатлений и особых ощущений света».
В честь Клода Дебюсси назван кратер на Меркурии.
По известному выражению французского поэта Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе. Сам Дебюсси этот термин не любил. Однако, несмотря на часто афишируемое личное неприятие термина «импрессионизм», композитор неоднократно высказывался как истинный художник-импрессионист. Так, говоря о самом раннем из своих знаменитых произведений, «Ноктюрнах», Дебюсси признавался, что идея первого из них («Облака») пришла ему в голову в один из облачных дней, когда он с моста Согласия смотрел на Сену...
Утонченность, исключительное внимание к деталям и нюансам, изысканность отделки, – характерная черта творчества Дебюсси.
Своеобразным манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую «Прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна» (по эклоге С. Малларме) В ней в полной мере проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии.
У Дебюсси никогда не было больших денег, он ни разу в жизни не сходил на постановку своих собственных опер и всегда отвергал славу, которая по большому счету пришла к нему, когда ему было уже за пятьдесят.
Дебюсси создал три оперы (единственная законченная – «Паллеас и Мелизанда»), три балета, несколько симфонических, камерно-ансамблевых сочинений, множество фортепианных и вокальных произведений.
Композитор многократно бывал в России. Несомненно, он испытал влияние русской музыки. Не случайно, много лет спустя, уже после смерти Дебюсси, писатель Жан Кокто и композитор Дариус Мийо публично признали то, что на путях французской музыки композиторы «Могучей кучки» расставили «русскую западню».
Дебюсси – одна из самых значительных фигур в музыке на рубеже 19-20 веков. Его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму. Творчество Дебюсси закрывает последнюю, наиболее утонченную страницу музыкального искусства целой эпохи.
«На клавире чужие цветы…». Клавир – сокращение слова клавираусцуг (нем. Klavier – фортепиано и Auszug – извлечение). Клавир – переложение оперной, симфонической или балетной партитуры для исполнения на фортепьяно.
«Вечера, светотени “Ноктюрнов…”. Ноктюрн (фр. nocturne – ночной) – распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, иногда вокальных) лирического, мечтательного характера.
«Ноктюрны» Дебюсси это три симфонические картины: «Облака», «Празднества», «Сирены». Сам композитор писал: «Заглавие – «Ноктюрны» – имеет значение более общее и, в особенности, более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатлений и особых ощущений света».
В честь Клода Дебюсси назван кратер на Меркурии.