ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ВЕЧЕРА С СЕН-САНСОМ
Фортепианный концерт №5. Симфония №3 «Орган».
I
Камиль Сен-Санс – роскошный вечер:
Концерт, в который я влюблен,
Последний,
Пятый,
Безупречный.
Сен-Санс, он Господом – отмечен,
Но в Пятом, в нём – бессмертен он.
Концерт Маэстро – артистичен, Блистателен он.
Он (м-м) – космичен:
Рояль блуждает по мирам,
Вершинам темным, по снегам,
Тональностям глухим, векам.
Порой, шагает поперек – Рояль-Бретер, Рояль-Игрок.
Рояль как ураган, как – смерч,
Рояль – как обрушенье в смерть,
Рояль – как счастье жить и петь,
Рояль – как зов – не тлеть, гореть,
Рояль – как право брать и сметь…
Но в Пятом, в нём – бессмертен он.
Концерт Маэстро – артистичен, Блистателен он.
Он (м-м) – космичен:
Рояль блуждает по мирам,
Вершинам темным, по снегам,
Тональностям глухим, векам.
Порой, шагает поперек – Рояль-Бретер, Рояль-Игрок.
Рояль как ураган, как – смерч,
Рояль – как обрушенье в смерть,
Рояль – как счастье жить и петь,
Рояль – как зов – не тлеть, гореть,
Рояль – как право брать и сметь…
А уж – Финал…
В три хода, – буйством эскапад, – рояль оркестру ставит мат …
Блистателен и безупречен он,
Концерт, в который я влюблен.
II
Камиль Сен-Санс – библейский вечер:
Звучит симфония (№3) «Орган».
Маэстро, Мастер, Мэтр Сен-Санс возводит храм – свой Нотр Дам.
Ведёт, да по семи кругам,
Ведёт к той самой главной встрече болезных, сирых, и увечных,
Ведет всех нас,
К той страшной, смертной, судной встрече,
Где только ты,
Где только Он.
Лишь ты и ОН:
(Вопрос…
Ответ…
Прощён?
Прощён!?)
В три хода, – буйством эскапад, – рояль оркестру ставит мат …
Блистателен и безупречен он,
Концерт, в который я влюблен.
II
Камиль Сен-Санс – библейский вечер:
Звучит симфония (№3) «Орган».
Маэстро, Мастер, Мэтр Сен-Санс возводит храм – свой Нотр Дам.
Ведёт, да по семи кругам,
Ведёт к той самой главной встрече болезных, сирых, и увечных,
Ведет всех нас,
К той страшной, смертной, судной встрече,
Где только ты,
Где только Он.
Лишь ты и ОН:
(Вопрос…
Ответ…
Прощён?
Прощён!?)
Сен-Санс. Симфония «Орган»,
И жизнь. И смерть. И – Аз воздам!
Да по семи, семи кругам.
Отмечен Господом. Отмечен.
Камиль Сен-Санс.
Он безупречен в вершинных замыслах своих.
Достиг он совершенства в них.
И жизнь. И смерть. И – Аз воздам!
Да по семи, семи кругам.
Отмечен Господом. Отмечен.
Камиль Сен-Санс.
Он безупречен в вершинных замыслах своих.
Достиг он совершенства в них.
Шарль-Камиль Сен-Санс (1835 – 1921) – французский композитор, пианист, органист, дирижер, музыкальный критик и писатель.
Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трех лет. В пять стал сочинять музыку. В десять выступил с первым концертом. Парижскую консерваторию закончил сначала по классу органа, затем композиции, получив первую премию.
В 22 года он становится органистом в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост двадцать лет. Много выступает с концертами как пианист и дирижер. Сен-Санс возрождает интерес к Баху и Моцарту, открывает Франции Генделя, который до него здесь практически был неизвестен. Именно Сен-Санс привез из России во Францию клавир оперы «Борис Годунов» Мусоргского. Как музыкальный критик Сен-Санс поддерживает таких разных композиторов, как Вагнер и Шуман. Был дружен с Чайковским. Однако музыку двадцатого столетия, в целом, он не принял: не заметил Стравинского, не переносил Дебюсси, морщился при имени Рихарда Штрауса.
Современники высоко ценили Сен-Санса. Произведения композитора получают премии на престижных конкурсах. Его избирают в Парижскую Академию изящных искусств и награждают Орденом Почетного легиона. Он получает степень почетного доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). Избирается почетным членом Российского музыкального общества.
Сен-Санс концертировал буквально до последних своих дней. Объездил с концертами весь мир. Умер в Алжире, где находился на гастролях в возрасте 86 лет. Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас.
Написал 13 опер, среди которых наиболее известной стала опера «Самсон и Далила». Среди его инструментальных сочинений три симфонии, пять концертов для фортепиано, три концерта для скрипки, два концерта для виолончели, множество миниатюр и камерных сочинений. Среди наиболее популярных сочинений Сен-Санса симфоническая поэма «Пляска смерти», а также «Карнавал животных» для камерного оркестра, состоящий из 14 номеров. Среди наиболее исполняемых сочинений Сен-Санса «Интродукция и Рондо-Каприччиозо» для скрипки с оркестром, если, конечно, не считать «Лебедя» из его «Карнавала».
Композитор Сен-Санс – редкий случай в истории музыкального искусства, судьба явно ему благоволила. Его можно было бы считать счастливым человеком, если бы не гибель двух его сыновей и несложившаяся личная жизнь.
Произведения, о которых идет речь в стихе, на мой пристрастный взгляд, вершинные сочинения композитора: по силе воздействия, по неожиданности решений, по мощи прорыва в высшие сферы человеческого духа.
Сен-Санс – светлый человек, светлая личность, светлый композитор. Композитор, который шел под аплодисменты человечества от одного достижения к другому. Благодаря этому свету Сен-Санс стоит чуть особняком в довольно непростой истории мирового музыкального искусства. Сен-Санса критики порой называют «великим человеком, но не гением». И это правда. Однако и «великий» неплохо звучит среди таких имен как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трех лет. В пять стал сочинять музыку. В десять выступил с первым концертом. Парижскую консерваторию закончил сначала по классу органа, затем композиции, получив первую премию.
В 22 года он становится органистом в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост двадцать лет. Много выступает с концертами как пианист и дирижер. Сен-Санс возрождает интерес к Баху и Моцарту, открывает Франции Генделя, который до него здесь практически был неизвестен. Именно Сен-Санс привез из России во Францию клавир оперы «Борис Годунов» Мусоргского. Как музыкальный критик Сен-Санс поддерживает таких разных композиторов, как Вагнер и Шуман. Был дружен с Чайковским. Однако музыку двадцатого столетия, в целом, он не принял: не заметил Стравинского, не переносил Дебюсси, морщился при имени Рихарда Штрауса.
Современники высоко ценили Сен-Санса. Произведения композитора получают премии на престижных конкурсах. Его избирают в Парижскую Академию изящных искусств и награждают Орденом Почетного легиона. Он получает степень почетного доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). Избирается почетным членом Российского музыкального общества.
Сен-Санс концертировал буквально до последних своих дней. Объездил с концертами весь мир. Умер в Алжире, где находился на гастролях в возрасте 86 лет. Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас.
Написал 13 опер, среди которых наиболее известной стала опера «Самсон и Далила». Среди его инструментальных сочинений три симфонии, пять концертов для фортепиано, три концерта для скрипки, два концерта для виолончели, множество миниатюр и камерных сочинений. Среди наиболее популярных сочинений Сен-Санса симфоническая поэма «Пляска смерти», а также «Карнавал животных» для камерного оркестра, состоящий из 14 номеров. Среди наиболее исполняемых сочинений Сен-Санса «Интродукция и Рондо-Каприччиозо» для скрипки с оркестром, если, конечно, не считать «Лебедя» из его «Карнавала».
Композитор Сен-Санс – редкий случай в истории музыкального искусства, судьба явно ему благоволила. Его можно было бы считать счастливым человеком, если бы не гибель двух его сыновей и несложившаяся личная жизнь.
Произведения, о которых идет речь в стихе, на мой пристрастный взгляд, вершинные сочинения композитора: по силе воздействия, по неожиданности решений, по мощи прорыва в высшие сферы человеческого духа.
Сен-Санс – светлый человек, светлая личность, светлый композитор. Композитор, который шел под аплодисменты человечества от одного достижения к другому. Благодаря этому свету Сен-Санс стоит чуть особняком в довольно непростой истории мирового музыкального искусства. Сен-Санса критики порой называют «великим человеком, но не гением». И это правда. Однако и «великий» неплохо звучит среди таких имен как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.