ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ЖОРЖ БИЗЕ
Париж всегда слегка рассеян.
Бредёт сквозь судьбы.
По ногам.
Мечтам, надеждам, головам.
Что чья-то жизнь для de Paris, он понял где-то в тридцать три.
А в тридцать шесть он был осмеян, освистан.
Ровно через три весенних месяца не стало того, чье имя Жорж Бизе.
Порой приходит странно слава: c позором, сломом по судьбе,
Финалом – Истина в вине. Или безумным двойником в окне.
Не со щитом, но на щите!
Порой – распятьем на кресте.
Бывало так, что убивало творенье Мастера. Бывало.
Он жил и жил бы – Жорж Бизе, «Кармен» убила. На премье-
ре публику вразнос сорвало,
Не в смысле – Бис! Не в смысле – Браво!
А в хлёсткий, страшный свист провала.
И хлёсткий, страшный хлыст провала стал приговором для Бизе.
Сломало Мастера. Сломало.
Сгорел.
Сжег душу, разум, жизнь свою в – ночь-день, ночь-день, ночь-день – аду
Тоски… Тоски… Тоски…
Круженье – Кармен… Тореро… Смерть… Мотив
судьбы… Как наважденье – Тореадора марш. Судьбы
мотив… И вновь круженье – Кармен… Тореро… Смерть… Смятенье…
И хлёсткий, страшный свист провала, как приговор. Вердикт от зала.
Ночь-день, ночь-день, ночь-день – в аду.
Ночь-день, ночь-день, ночь-день – в бреду хлыстом секущих наваждений.
Ночь-день, ночь-день, ночь-день – Сломало!
Прошелестела смерть устало.
Не стало Мастера.
Не стало/сломало.
Прошло 100 лет.
Нет в мире ни одного оперного театра, где бы не шла опера «Кармен»
Жоржа Бизе.
Порой приходит странно/страшно слава…
Бредёт сквозь судьбы.
По ногам.
Мечтам, надеждам, головам.
Что чья-то жизнь для de Paris, он понял где-то в тридцать три.
А в тридцать шесть он был осмеян, освистан.
Ровно через три весенних месяца не стало того, чье имя Жорж Бизе.
Порой приходит странно слава: c позором, сломом по судьбе,
Финалом – Истина в вине. Или безумным двойником в окне.
Не со щитом, но на щите!
Порой – распятьем на кресте.
Бывало так, что убивало творенье Мастера. Бывало.
Он жил и жил бы – Жорж Бизе, «Кармен» убила. На премье-
ре публику вразнос сорвало,
Не в смысле – Бис! Не в смысле – Браво!
А в хлёсткий, страшный свист провала.
И хлёсткий, страшный хлыст провала стал приговором для Бизе.
Сломало Мастера. Сломало.
Сгорел.
Сжег душу, разум, жизнь свою в – ночь-день, ночь-день, ночь-день – аду
Тоски… Тоски… Тоски…
Круженье – Кармен… Тореро… Смерть… Мотив
судьбы… Как наважденье – Тореадора марш. Судьбы
мотив… И вновь круженье – Кармен… Тореро… Смерть… Смятенье…
И хлёсткий, страшный свист провала, как приговор. Вердикт от зала.
Ночь-день, ночь-день, ночь-день – в аду.
Ночь-день, ночь-день, ночь-день – в бреду хлыстом секущих наваждений.
Ночь-день, ночь-день, ночь-день – Сломало!
Прошелестела смерть устало.
Не стало Мастера.
Не стало/сломало.
Прошло 100 лет.
Нет в мире ни одного оперного театра, где бы не шла опера «Кармен»
Жоржа Бизе.
Порой приходит странно/страшно слава…
Премьера оперы «Кармен» состоялась 3 марта 1875 года.
З июня 1875 года Жоржа Бизе не стало.
Александр Сезар Леопольд Бизе, при крещении получил имя Жорж (1838 – 1875) – французский композитор, пианист, дирижер.
Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырех лет он уже знал ноты, в девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Блестяще учился по классу фортепиано и по классу композиции, был удостоен многих наград. В 19 лет ему присудили престижную Римскую премию, которая предоставляла право на заграничную командировку. Около трех лет Бизе провел в Риме, но… проживание там фактически ему ничего не дало с точки зрения развития композиторского дарования. Это были годы, когда всем окружающим было понятно, что перед ними незаурядный феноменальный талант, что весь он – обещание будущего, обещание славы. Бизе возвращается в Париж, уверенный в своих силах. Но не заладилось. Путь к общественному признанию в столице Европы не сложился. Начались тяжелые годы борьбы за существование. Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в легких жанрах, переложениями и корректурой чужих сочинений. В одном из писем он пишет: «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырехручное переложение Гамлета (оперы французского композитора А. Тома). Что за работа! Деньги, вечно деньги – к черту!..». В таком напряжении физических и душевных сил проходит вся недолгая последующая жизнь Бизе. В результате трудно назвать масштабное, яркое произведение Бизе, которое бы было достойно бессмертия, кроме, пожалуй, музыки к пьесе А. Доде «Арлезианка». И это результат жизни композитора, который обладал выдающимся талантом.
Прорыв обещало произведение, в которое он вложился весь без остатка. Это была опера «Кармен». Он писал ее год. Он верил, что опера получилась! Однако, на премьере «Кармен» опера была резко отрицательно встречена публикой. Ее освистали. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку – в бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. И эти упреки относились к той, которую сегодня знают как безудержную, жизнеутверждающую, головокружительную и пленительную «Кармен». Неуспех оперы тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа. Второй из них оказался смертельным. Через три месяца после премьеры «Кармен», в тридцать семь лет композитора не стало. Легендарная Кармен не только сама ушла за грань, в бессмертие, но и увела за собой своего создателя.
Опера «Кармен» (по новелле П. Мериме) – одна из вершин французского оперного реализма. Герои оперы (либретто создали драматурги Мельях и Галеви) и, в особенности, Кармен – совершенно иные, нежели у Мериме. Было убрано все, что связано с обрисовкой ловкости, хитрости, воровской деловитости Кармен, иначе говоря, все то, что принижало этот образ. В опере образ приподнят, сделан благороднее и даже наделен под конец чертами трагического величия. Именно благодаря музыке удалось подчеркнуть вольнолюбие, безудержность и прямоту смелого характера героини. Бизе приблизил образ Кармен к романтической трактовке «цыганского» как синонима свободолюбия.
Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский. «Опера Бизе, – писал он, – шедевр… Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Слова великого русского композитора оказались пророческими. Через сто лет после смерти Бизе композитор Р. Щедрин по просьбе М. Плисецкой создал блистательную «Кармен-сюиту» – оркестровое сочинение на основе цитирования тем из «Кармен» Бизе.
Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырех лет он уже знал ноты, в девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Блестяще учился по классу фортепиано и по классу композиции, был удостоен многих наград. В 19 лет ему присудили престижную Римскую премию, которая предоставляла право на заграничную командировку. Около трех лет Бизе провел в Риме, но… проживание там фактически ему ничего не дало с точки зрения развития композиторского дарования. Это были годы, когда всем окружающим было понятно, что перед ними незаурядный феноменальный талант, что весь он – обещание будущего, обещание славы. Бизе возвращается в Париж, уверенный в своих силах. Но не заладилось. Путь к общественному признанию в столице Европы не сложился. Начались тяжелые годы борьбы за существование. Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в легких жанрах, переложениями и корректурой чужих сочинений. В одном из писем он пишет: «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырехручное переложение Гамлета (оперы французского композитора А. Тома). Что за работа! Деньги, вечно деньги – к черту!..». В таком напряжении физических и душевных сил проходит вся недолгая последующая жизнь Бизе. В результате трудно назвать масштабное, яркое произведение Бизе, которое бы было достойно бессмертия, кроме, пожалуй, музыки к пьесе А. Доде «Арлезианка». И это результат жизни композитора, который обладал выдающимся талантом.
Прорыв обещало произведение, в которое он вложился весь без остатка. Это была опера «Кармен». Он писал ее год. Он верил, что опера получилась! Однако, на премьере «Кармен» опера была резко отрицательно встречена публикой. Ее освистали. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку – в бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. И эти упреки относились к той, которую сегодня знают как безудержную, жизнеутверждающую, головокружительную и пленительную «Кармен». Неуспех оперы тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа. Второй из них оказался смертельным. Через три месяца после премьеры «Кармен», в тридцать семь лет композитора не стало. Легендарная Кармен не только сама ушла за грань, в бессмертие, но и увела за собой своего создателя.
Опера «Кармен» (по новелле П. Мериме) – одна из вершин французского оперного реализма. Герои оперы (либретто создали драматурги Мельях и Галеви) и, в особенности, Кармен – совершенно иные, нежели у Мериме. Было убрано все, что связано с обрисовкой ловкости, хитрости, воровской деловитости Кармен, иначе говоря, все то, что принижало этот образ. В опере образ приподнят, сделан благороднее и даже наделен под конец чертами трагического величия. Именно благодаря музыке удалось подчеркнуть вольнолюбие, безудержность и прямоту смелого характера героини. Бизе приблизил образ Кармен к романтической трактовке «цыганского» как синонима свободолюбия.
Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский. «Опера Бизе, – писал он, – шедевр… Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Слова великого русского композитора оказались пророческими. Через сто лет после смерти Бизе композитор Р. Щедрин по просьбе М. Плисецкой создал блистательную «Кармен-сюиту» – оркестровое сочинение на основе цитирования тем из «Кармен» Бизе.
www.classic-online.ru (Бизе. Опера «Кармен» – слушать)
www.classic-online.ru (Бизе-Щедрин. Кармен-сюита – слушать)