ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
РИХАРД ШТРАУС
и его «Так говорил Заратустра»
Мастер мягко брал
Тишины глоток
Слушал он в ночи
на пространствах ХАоса,
То, что вкривь и вкось,что зияло паузой,
А потом брал светот звезды танцующей,
Горько-зябкий смехлебеды бедующей.
Тишины глоток
брал в рассветах бежевых,
Кутерьмы мешок –на болотах лешевых,
Перезвоны оннаходил нездешние,
Дирлинг-дон, дин-дон,грешные, неспешные.
Слушал он в ночи
шепотА и шЕпоты,
Слушал он в ночирокотА и рОпоты,
Слушал волю вольЗаратустры строгого,
Множил всё на ноль.Множил всё на Бога он.
А потом рывком строил мир играющий,
А потом, как в сон – в мир мерца-мерцающий,
А потом …
Потом – Тишина рассветная,
Воля и Покой,
То есть то – заветное.
Жили в мире том люди-боги светлые.
А потом, как в сон – в мир мерца-мерцающий,
А потом …
Потом – Тишина рассветная,
Воля и Покой,
То есть то – заветное.
Жили в мире том люди-боги светлые.
http://www.classic-online.ru/ (Штраус Рихард. Так говорил Заратустра – слушать)
https://music.yandex.ru/ (Рихард Штраус. Так говорил Заратустра – слушать)
Рихард Штраус – слушать
Рихард Штраус (1864 – 1949) – немецкий композитор и дирижер.
История музыки знает еще двух Штраусов (Иоганнов), отца и сына (сын – Король вальса). Первую музыкальную пьесу Рихард Штраус написал в возрасте 6 лет. Последние «Четыре песни» создал, когда ему было 85. В итоге: 15 опер, 10 симфоний (последняя незакончена), около 130 песен, множество инструментальных сочинений. Большинство из них продолжает звучать и по сей день. Первоначально стиль Штрауса был традиционен. И это объяснимо, так как отец (был музыкантом) не разрешал ему изучать, к примеру, Вагнера, считал это музыкой низшего сорта. Прививал ему консервативные вкусы. Однако к двадцать пяти годам Штраус вполне разобрался что есть что в музыкальном мире. Начался Штраус новатор, Штраус вокруг которого кипели страсти.
Опера «Саломея» сделала его всемирно знаменитым. Но, скажем, Сен-Санс по ее поводу писал: «Садистская, какофоническая музыка». А недовольный сложностью восприятия «Саломеи» император Вильгельм II назвал своего придворного капельмейстера «змеей, вскормленной на моей груди».
Восторги одних и возмущение других сопровождали многие его сочинения. Происходило это из-за необычных оркестровых красок, жестких созвучий, натуралистических приемов: блестящая имитация шума мельницы, хохота, блеяние баранов и т.п. Особенно на этом фоне выделяются два его произведения – «Жизнь героя» и «Домашняя симфония». В первом, автор делает главным героем самого себя, во втором, свою семью. Это буквально взбесило немецкого консервативного слушателя. На что Штраус ответил: «Почему мне не написать симфонию на самого себя. Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр». Принцип доминирования личной свободы художника по отношению к миру был определяющим для Штрауса человека, для Штрауса композитора.
В целом же творчество Штрауса потрясающе разнообразно: насыщено волшебными яркими красками и немецкой строгой педантичностью, блестящими изобразительными эффектами и глобальными космическими звучаниями, шутливыми мелодиями и пленительной лирикой. При этом к сочинению музыки он подходил как невероятно организованный ремесленник-технолог. По воспоминаниям современников, в девять часов он садился за рабочий стол и продолжал сочинять музыку с той фразы, на которой вчера остановился. В четырнадцать игра в скат. Вечером театр и дирижерский пульт. Назавтра в девять снова за рабочим столом. Вечером вновь фрак и театр. «Кто хочет стать настоящим музыкантом, тот должен уметь сочинять музыку даже к меню» – фраза Рихарда Штрауса. Как прицепить к этому вдохновение – загадка. Отдельная страница в жизни Рихарда Штрауса – взаимоотношения с нацистами. Не буду прибегать к комментариям. Ограничусь несколькими фактами.
- Штраус был лично знаком с Гитлером, Геббельсом, Герингом.
- Геббельс назначил его на пост президента Имперской музыкальной палаты.
- Его жена (еврейка) и сын до конца войны находились под арестом.
- Когда была вывешена афиша, из которой была вымарано имя Стефана Цвейга (еврей), Штраус сказал: «… завтра же утром я покидаю Дрезден, и премьера пойдет без меня». Имя в афише было восстановлено.
- В послевоенное время Штраус был привлечен к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Вердикт гласил – невиновен.
Умер Штраус в восемьдесят пять лет.
«Так говорил Заратустра» – симфоническая поэма Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году. Имеет подзаголовок: «Свободное сочинение по Ницше». Именно это, пожалуй, и является основным при восприятии поэмы. Она имеет интродукцию и восемь частей-эпизодов.
Перечислять их названия смысла нет. Композитор настолько свободно их трактует, что интереснее и продуктивнее держать в голове какое-то свое индивидуальное обобщение о Ницше и его книге, и соотносить со Штраусовским. А лучше просто наслаждаться его музыкой, понимая, что она об одиноком гордом философе и его размышлениях об одиночестве, творчестве и людях, равным богам.
История музыки знает еще двух Штраусов (Иоганнов), отца и сына (сын – Король вальса). Первую музыкальную пьесу Рихард Штраус написал в возрасте 6 лет. Последние «Четыре песни» создал, когда ему было 85. В итоге: 15 опер, 10 симфоний (последняя незакончена), около 130 песен, множество инструментальных сочинений. Большинство из них продолжает звучать и по сей день. Первоначально стиль Штрауса был традиционен. И это объяснимо, так как отец (был музыкантом) не разрешал ему изучать, к примеру, Вагнера, считал это музыкой низшего сорта. Прививал ему консервативные вкусы. Однако к двадцать пяти годам Штраус вполне разобрался что есть что в музыкальном мире. Начался Штраус новатор, Штраус вокруг которого кипели страсти.
Опера «Саломея» сделала его всемирно знаменитым. Но, скажем, Сен-Санс по ее поводу писал: «Садистская, какофоническая музыка». А недовольный сложностью восприятия «Саломеи» император Вильгельм II назвал своего придворного капельмейстера «змеей, вскормленной на моей груди».
Восторги одних и возмущение других сопровождали многие его сочинения. Происходило это из-за необычных оркестровых красок, жестких созвучий, натуралистических приемов: блестящая имитация шума мельницы, хохота, блеяние баранов и т.п. Особенно на этом фоне выделяются два его произведения – «Жизнь героя» и «Домашняя симфония». В первом, автор делает главным героем самого себя, во втором, свою семью. Это буквально взбесило немецкого консервативного слушателя. На что Штраус ответил: «Почему мне не написать симфонию на самого себя. Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр». Принцип доминирования личной свободы художника по отношению к миру был определяющим для Штрауса человека, для Штрауса композитора.
В целом же творчество Штрауса потрясающе разнообразно: насыщено волшебными яркими красками и немецкой строгой педантичностью, блестящими изобразительными эффектами и глобальными космическими звучаниями, шутливыми мелодиями и пленительной лирикой. При этом к сочинению музыки он подходил как невероятно организованный ремесленник-технолог. По воспоминаниям современников, в девять часов он садился за рабочий стол и продолжал сочинять музыку с той фразы, на которой вчера остановился. В четырнадцать игра в скат. Вечером театр и дирижерский пульт. Назавтра в девять снова за рабочим столом. Вечером вновь фрак и театр. «Кто хочет стать настоящим музыкантом, тот должен уметь сочинять музыку даже к меню» – фраза Рихарда Штрауса. Как прицепить к этому вдохновение – загадка. Отдельная страница в жизни Рихарда Штрауса – взаимоотношения с нацистами. Не буду прибегать к комментариям. Ограничусь несколькими фактами.
- Штраус был лично знаком с Гитлером, Геббельсом, Герингом.
- Геббельс назначил его на пост президента Имперской музыкальной палаты.
- Его жена (еврейка) и сын до конца войны находились под арестом.
- Когда была вывешена афиша, из которой была вымарано имя Стефана Цвейга (еврей), Штраус сказал: «… завтра же утром я покидаю Дрезден, и премьера пойдет без меня». Имя в афише было восстановлено.
- В послевоенное время Штраус был привлечен к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Вердикт гласил – невиновен.
Умер Штраус в восемьдесят пять лет.
«Так говорил Заратустра» – симфоническая поэма Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году. Имеет подзаголовок: «Свободное сочинение по Ницше». Именно это, пожалуй, и является основным при восприятии поэмы. Она имеет интродукцию и восемь частей-эпизодов.
Перечислять их названия смысла нет. Композитор настолько свободно их трактует, что интереснее и продуктивнее держать в голове какое-то свое индивидуальное обобщение о Ницше и его книге, и соотносить со Штраусовским. А лучше просто наслаждаться его музыкой, понимая, что она об одиноком гордом философе и его размышлениях об одиночестве, творчестве и людях, равным богам.