ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ПУТЬ АНТОНА БРУКНЕРА
Антон Брукнер доверительно, прагматично,
И абсолютно верил в Бога и Богу.
И абсолютно верил в Бога и Богу.
Был абстрактным зов. Был конкретным путь.
И была витой и суровой нить,
что связала:
– путь и абстрактный зов, музыку и жизнь –
сотней узелков.
И родился тот, кто шёл сорок лет. Сорок лет – на зов. На абстрактный зов.
сотней узелков.
И родился тот, кто шёл сорок лет. Сорок лет – на зов. На абстрактный зов.
След в след.
След в след.
След…
Вслед за тем, кто вёл, бил крылом, манил.
Сорок.
Шёл на зов.
Шёл, чтобы познать. Шёл, чтобы понять. Шёл, чтобы воззвать.
Шёл, чтобы вос-стать. Встать.
Стать!
Шёл, чтобы начать музыку писать в сорок (сорок!) лет.
Шёл, чтоб упросить – дерзкого простить.
Чтоб – начать.
Начать!
Музыку творить.
В сорок (сорок!) лет он, – монах-аскет, – к Господу воззвал:
Ты – позволь!
И – встал!
Стал!
И была Она …
Музыка была странно холодна. Не темна, умна музыка была.
Не была мирской музыка, но той музыкой-слезой, что, как звезд настой.
Он (монах-аскет)
Сорок.
Шёл на зов.
Шёл, чтобы познать. Шёл, чтобы понять. Шёл, чтобы воззвать.
Шёл, чтобы вос-стать. Встать.
Стать!
Шёл, чтобы начать музыку писать в сорок (сорок!) лет.
Шёл, чтоб упросить – дерзкого простить.
Чтоб – начать.
Начать!
Музыку творить.
В сорок (сорок!) лет он, – монах-аскет, – к Господу воззвал:
Ты – позволь!
И – встал!
Стал!
И была Она …
Музыка была странно холодна. Не темна, умна музыка была.
Не была мирской музыка, но той музыкой-слезой, что, как звезд настой.
Он (монах-аскет)
Полагал, что жить, это – только нить
между ним и той – музыкой-слезой, –
что вести должна только в небеса.
Так(!) он полагал!
Ах, как он писал.
Как он шел.
Как пел.
Как…
Нет, не успел.
Не успел чуть-чуть, оборвался путь.
(Девятая симфония Антона Брукнера не завершена)
Не успел чуть-чуть, оборвался путь.
(Девятая симфония Антона Брукнера не завершена)
Вот сидят вдвоем – ОН и рядом он: снова молодой, светлый, чуть блажной.
- Жаль не дописал. Жаль не до-творил то, с чем шёл к Тебе.
- Жаль не дописал. Жаль не до-творил то, с чем шёл к Тебе.
Что Бого-творил.
Улыбнулся Бог: - Не успел, чуток?
То – не срок, сынок.
Ты иди.
Иди!
Звёзды – впереди.
Звёзды – позади.
Это – Путь.
Иди!
Иди!
Звёзды – впереди.
Звёзды – позади.
Это – Путь.
Иди!
Антон Брукнер (1824 – 1896) – австрийский композитор, органист, педагог. Феноменальный композитор, сумевший воплотить в своем творчестве поразительный сплав вагнеровских масштабов и мощи, малеровской пластики, скрябинской изысканности и рафинированности и своего собственного готического космоса. До сих пор мало известен, мало исполняем. Сочинять Брукнер стал поздно – одолевала робость. Его первым заслуживающим внимания сочинением считается Месса ре минор. Написана в сорок лет. Широкое признание пришло в шестьдесят, после исполнения 7-ой симфонии. Нумерация его симфоний – это исключительный штрих в истории музыки, показывающий отношение Брукнера к сочинительству. Она идет в следующем порядке: №00, №0, №1, №2, и т.д.
Брукнер это – робость в отношениях с музыкой, трогательная наивность в вопросах жизни, абсолютная религиозность, неудачливость в отношениях с женщинами. Почему-то он полагал естественным дарить на первых свиданиях своим дамам Библию. Брукнеру было пятьдесят, когда его спросили, почему он не женится. Он ответил: «Где же взять время? Ведь сначала я должен сочинить свою Четвертую симфонию!»
Его отношения с Богом доверительны и прагматичны. Девятую последнюю симфонию он писал тяжело больным, чувствовал, что не успевает. Заранее посвятив ее Господу, он уговаривал: «Милостивый боже, дай мне скорее выздороветь! Посмотри, мне ведь нужно быть здоровым, чтобы закончить Девятую!». Господь не услышал его, композитор успел написать только три части симфонии. Десятью годами ранее у него как-то вырвалось: «Я хочу, когда будет судный день, подать господу партитуру «Te Deum» и сказать – Посмотри, это я сделал только для тебя!»
Свои симфонии он бесконечно правил, в результате чего, как минимум, пять из них имеют равноценного двойника. Т.е. оркестровка их настолько оригинальна, что практически это самостоятельные сочинения. Поэтому музыковеды говорят, что у Брукнера не 9 симфоний (11 с учетом №00 и №0), а 18.
В 43 года Брукнер первый раз тяжело заболевает (расстройство психики). Настолько тяжело, что помышляет о самоубийстве. Друзья боялись оставлять его одного. Болезни вернутся в последние годы, сделав его жизнь едва ли не мучительной.
Помимо симфоний, наиболее масштабную часть в его творчестве занимает духовная музыка: реквием, мессы, псалмы, Te Deum, Ave Maria. Если его симфонии нередко называли «готическими соборами», то самого Брукнера порой именовали «готическим монахом», непонятно как возродившимся в романтическую эпоху.
Российский музыковед А. Поспелов назвал Брукнера «единственным композитором, шедшим – по-своему ли желанию или по воле Избравшего его (не исключено, впрочем, что по обеим причинам) к святости».
http://www.classic-online.ru/ (Брукнер – слушать)