ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
КРЕСТ ВАГНЕРА
Крест Вагнера,
Его судьба,
И квест –
И в вагнеровском мире
И бешенство неистовых Валькирий.
Крест Вагнера,
Его судьба,
И квест –
Его судьба,
И квест –
противоречье двух начал.
Начала эти –божественный покой,
и дьявольская воля.
И в вагнеровском мире
мифа,
музыки,
и боли
сошлись:
Томительность пленительных длиннот,И бешенство неистовых Валькирий.
Крест Вагнера,
Его судьба,
И квест –
жизнь на разрыв,
И двух стихий смятенье:зыбь равновесья в сердце урагана.
Покой и Воля – в этом Вагнер весь,
От Нибелунгов до Тристана.
От Нибелунгов до Тристана.
Вильгельм Рихард Вагнер (1813 – 1883) – немецкий оперный композитор, дирижер, драматург (автор либретто своих опер), философ, революционер.
Юность Вагнера наполнена мистическими переживаниями. «С детства, - пишет Вагнер, - всё необъяснимое, таинственное производило на меня чрезвычайное действие. До самой моей юности не проходило ни одной ночи, чтобы меня не посетили во сне привидения, и чтобы я не просыпался с ужасным криком». В конечном итоге, юношеские наваждения способствовали обращению Вагнера к мистицизму как к философской системе. В дальнейшем мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм. Он стал идолом Гитлера.
В 1849 году, когда на улицах Дрездена появились баррикады, Вагнер оказался в числе восставших. После разгрома революции полицией было повсюду разослано предписание о поимке его как преступника. Вагнер бежал из Дрездена и нашел убежище в Веймаре у своего друга композитора Ференца Листа. Революционность Вагнера носила характер романтический и впоследствии радикально трансформировалась, приведя его к абсолютно иным исканиям.
Литературное и публицистическое наследие Вагнера составляют шестнадцать томов. К этому можно добавить семнадцать томов писем. В своих рассуждениях Вагнер уделял много внимания философии искусства, в частности – онтологическому осмыслению музыки. Его философскую концепцию можно определить как музыкальный мистицизм. Подобно Шопенгауэру и Ницше, Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность мироздания. Единственный смысл существования личности мыслится в том, чтобы отречься от всемирной воли и, погрузившись в состояние чистого интеллекта, найти подлинное эстетическое наслаждение в отвлеченных символах, в «высшей свободе». Мистицизм Вагнера, подкрепленный мифологией, привел к рождению самого значительного его сочинения – «Кольца Нибелунгов».
«От Нибелунгов до Тристана...». «Кольцо Нибелунгов» – тетралогия, состоящая из четырех гигантских музыкальных драм: 1. «Золото Рейна», 2. «Валькирия», 3. «Зигфрид», 4. «Гибель богов». В основе либретто «Кольца Нибелунгов» лежит содержание эпических сочинений «Старшая Эдда» и «Песнь о Нибелунгах». Общее время исполнения всех четырех опер занимает более 15 часов, самая короткая опера, «Золото Рейна», длится два с половиной часа, самая долгая – «Гибель богов» – более пяти. Среди действующих лиц – боги, герои, волшебные существа, кольцо, дающее власть над миром. Завершается сюжетная линия Апокалипсисом. Замысел вынашивался и воплощался в общей сложности на протяжении двадцати шести лет.
«От Нибелунгов до Тристана...». «Тристан и Изольда» – опера. Продолжительность – около четырех часов. На заложенные в опере идеи значительно повлияли недолгое увлечение композитора буддизмом, а также драматическая история любви Вагнера к Матильде Везендонк. В этой опере происходит так долго искавшееся Вагнером слияние разделенной человеческой природы. Слияние это происходит с уходом Тристана и Изольды в небытие: любовь, жизнь, смерть слились воедино.
Всего Вагнер написал 13 опер, которые получили название «вагнеровские музыкальные драмы». Вагнер необыкновенно возвысил роль оркестра, который у него исключительно красочен и грандиозен. Вокальные партии у Вагнера также крайне усложнились и стали, по сути, одним из инструментов оркестра.
Рихард Вагнер из классиков, пожалуй, самый сложный для исполнения и восприятия композитор. Его оперы под силу далеко не каждому оперному театру, даже очень крепкому по составу исполнителей. Как следствие, услышать «живьем» вагнеровские оперы крайне проблематично. Кроме того, Вагнер уникален еще и в том, что не имеет ни прямых предшественников, ни прямых последователей.
В честь Вагнера назван кратер на Меркурии.
Юность Вагнера наполнена мистическими переживаниями. «С детства, - пишет Вагнер, - всё необъяснимое, таинственное производило на меня чрезвычайное действие. До самой моей юности не проходило ни одной ночи, чтобы меня не посетили во сне привидения, и чтобы я не просыпался с ужасным криком». В конечном итоге, юношеские наваждения способствовали обращению Вагнера к мистицизму как к философской системе. В дальнейшем мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм. Он стал идолом Гитлера.
В 1849 году, когда на улицах Дрездена появились баррикады, Вагнер оказался в числе восставших. После разгрома революции полицией было повсюду разослано предписание о поимке его как преступника. Вагнер бежал из Дрездена и нашел убежище в Веймаре у своего друга композитора Ференца Листа. Революционность Вагнера носила характер романтический и впоследствии радикально трансформировалась, приведя его к абсолютно иным исканиям.
Литературное и публицистическое наследие Вагнера составляют шестнадцать томов. К этому можно добавить семнадцать томов писем. В своих рассуждениях Вагнер уделял много внимания философии искусства, в частности – онтологическому осмыслению музыки. Его философскую концепцию можно определить как музыкальный мистицизм. Подобно Шопенгауэру и Ницше, Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность мироздания. Единственный смысл существования личности мыслится в том, чтобы отречься от всемирной воли и, погрузившись в состояние чистого интеллекта, найти подлинное эстетическое наслаждение в отвлеченных символах, в «высшей свободе». Мистицизм Вагнера, подкрепленный мифологией, привел к рождению самого значительного его сочинения – «Кольца Нибелунгов».
«От Нибелунгов до Тристана...». «Кольцо Нибелунгов» – тетралогия, состоящая из четырех гигантских музыкальных драм: 1. «Золото Рейна», 2. «Валькирия», 3. «Зигфрид», 4. «Гибель богов». В основе либретто «Кольца Нибелунгов» лежит содержание эпических сочинений «Старшая Эдда» и «Песнь о Нибелунгах». Общее время исполнения всех четырех опер занимает более 15 часов, самая короткая опера, «Золото Рейна», длится два с половиной часа, самая долгая – «Гибель богов» – более пяти. Среди действующих лиц – боги, герои, волшебные существа, кольцо, дающее власть над миром. Завершается сюжетная линия Апокалипсисом. Замысел вынашивался и воплощался в общей сложности на протяжении двадцати шести лет.
«От Нибелунгов до Тристана...». «Тристан и Изольда» – опера. Продолжительность – около четырех часов. На заложенные в опере идеи значительно повлияли недолгое увлечение композитора буддизмом, а также драматическая история любви Вагнера к Матильде Везендонк. В этой опере происходит так долго искавшееся Вагнером слияние разделенной человеческой природы. Слияние это происходит с уходом Тристана и Изольды в небытие: любовь, жизнь, смерть слились воедино.
Всего Вагнер написал 13 опер, которые получили название «вагнеровские музыкальные драмы». Вагнер необыкновенно возвысил роль оркестра, который у него исключительно красочен и грандиозен. Вокальные партии у Вагнера также крайне усложнились и стали, по сути, одним из инструментов оркестра.
Рихард Вагнер из классиков, пожалуй, самый сложный для исполнения и восприятия композитор. Его оперы под силу далеко не каждому оперному театру, даже очень крепкому по составу исполнителей. Как следствие, услышать «живьем» вагнеровские оперы крайне проблематично. Кроме того, Вагнер уникален еще и в том, что не имеет ни прямых предшественников, ни прямых последователей.
В честь Вагнера назван кратер на Меркурии.