ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ).
ФЕРЕНЦ ЛИСТ
- Лист является родоначальником мастер-класса как формы совершенствования профессионального мастерства музыканта. Первый мастер-класс он провел в Веймаре в 1869 году.
- Эмоциональный напор и сила удара Листа по клавишам были таковы, что во время турне гениальный музыкант оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось чуть ли не обязательной частью представления.
- Современники не всегда восторженно принимали творения Ференца Листа. 14 января 1859 года Ганс фон Бюлов продирижировал симфонической поэмой Листа «Идеалы», и она была встречена оглушительным... свистом. А через месяц, когда Лист собирался ехать с концертами в Берлин, в паспорте, в графе «цель поездки», он написал: «быть освистанным» ...
- В паспорте Листа существовала специальная пометка: «Благодаря своей славе достаточно известный». Лист шутил по этому поводу:
- Теперь я известен не только всей Европе, но и всем полицейским и жандармам на границах. А это уже всенародная слава.
- Рихард Вагнер был женат на дочери Листа и не стеснялся по-родственному пользовался его мелодиями. Например, один из ведущих музыкальных мотивов во втором акте вагнеровской «Валькирии» полностью заимствован из симфонии Листа «Фауст». Когда на одном из вечеров Лист исполнял своего «Фауста» и дошел до этого места в партитуре, к фортепиано приблизился Вагнер и шутливо сказал:
- Папочка, именно этот мотив я присвоил.
Добродушный и доброжелательный Лист без зависти относился к необычайным успехам своего зятя. Он ответил:
- Это замечательно. По крайней мере люди смогут его лучше расслышать...
- Лист был весьма-и весьма любвеобилен. Из-за этого его многочисленные любовницы нередко конфликтовали. Однажды из-за его персоны подрались графиня Мари д'Агу и Жорж Санд. Женщины вцепились друг другу в волосы, а предмет их страсти укрылся в другой комнате, дабы не видеть схватки, оскорблявшей тонкую и чувствительную натуру.
- Эмоциональный напор и сила удара Листа по клавишам были таковы, что во время турне гениальный музыкант оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось чуть ли не обязательной частью представления.
- Современники не всегда восторженно принимали творения Ференца Листа. 14 января 1859 года Ганс фон Бюлов продирижировал симфонической поэмой Листа «Идеалы», и она была встречена оглушительным... свистом. А через месяц, когда Лист собирался ехать с концертами в Берлин, в паспорте, в графе «цель поездки», он написал: «быть освистанным» ...
- В паспорте Листа существовала специальная пометка: «Благодаря своей славе достаточно известный». Лист шутил по этому поводу:
- Теперь я известен не только всей Европе, но и всем полицейским и жандармам на границах. А это уже всенародная слава.
- Рихард Вагнер был женат на дочери Листа и не стеснялся по-родственному пользовался его мелодиями. Например, один из ведущих музыкальных мотивов во втором акте вагнеровской «Валькирии» полностью заимствован из симфонии Листа «Фауст». Когда на одном из вечеров Лист исполнял своего «Фауста» и дошел до этого места в партитуре, к фортепиано приблизился Вагнер и шутливо сказал:
- Папочка, именно этот мотив я присвоил.
Добродушный и доброжелательный Лист без зависти относился к необычайным успехам своего зятя. Он ответил:
- Это замечательно. По крайней мере люди смогут его лучше расслышать...
- Лист был весьма-и весьма любвеобилен. Из-за этого его многочисленные любовницы нередко конфликтовали. Однажды из-за его персоны подрались графиня Мари д'Агу и Жорж Санд. Женщины вцепились друг другу в волосы, а предмет их страсти укрылся в другой комнате, дабы не видеть схватки, оскорблявшей тонкую и чувствительную натуру.
Мари д'Агу сражалась, как львица, – она оставила ради маэстро своего мужа и детей в Париже, переехала к Листу в Швейцарию, родила ему троих детей и совсем не собиралась уступать обожаемого Ференца. Жорж Санд, правда, жила в это время с Шопеном, но тоже увлеклась не на шутку эмоциональным Листом... Сражение проиграли обе дамы. Жорж Санд, видно, уже устала от романов с музыкантами и переключилась на других достойных любви гениев. А окончательный разрыв с графиней Мари д'Агу произошел после увлечения Листа балериной Лолой Монтез. Когда они расстались, чувствительный Ференц радостно воскликнул:
- Каторжник любви наконец-то свободен! На его горизонте появилась... новая галера!
- В 1842 году Ференц Лист был в 24 часа выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему Высочайшую волю: Лист не должен более приезжать в столицу России никогда.
Дело в том, что на выступлении Листа в Петербурге в зале присутствовал и Николай I. Во время концерта царь стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.
- В чем дело? Почему вы перестали играть? – спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил: - Продолжайте.
- Когда говорит царь, остальные должны молчать, Ваше Величество, – вежливо, но решительно ответил Лист.
Император дослушал концерт в молчании. Однако сразу после выступления Листа поджидал полицмейстер...
- Император Франц Иосиф I 30 октября 1859 возвёл Листа в рыцарское достоинство, оставив при этом собственноручную запись полного имени Листа: Франц Риттер фон Лист (Franz Ritter von Liszt, от нем. Ritter – рыцарь, всадник).
- Лист говорил на нескольких европейских языках, но не знал родного венгерского, был глубоко верующим католиком, но при этом имел троих незаконнорожденных детей и страдал от непонимания близких. В светских салонах Европы обсуждали сплетни о его распутной жизни, а он принял духовный сан.
- Лист был пианистом от Бога, бесконечно преданным своему инструменту. «...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости», – писал композитор.
- Каторжник любви наконец-то свободен! На его горизонте появилась... новая галера!
- В 1842 году Ференц Лист был в 24 часа выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему Высочайшую волю: Лист не должен более приезжать в столицу России никогда.
Дело в том, что на выступлении Листа в Петербурге в зале присутствовал и Николай I. Во время концерта царь стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.
- В чем дело? Почему вы перестали играть? – спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил: - Продолжайте.
- Когда говорит царь, остальные должны молчать, Ваше Величество, – вежливо, но решительно ответил Лист.
Император дослушал концерт в молчании. Однако сразу после выступления Листа поджидал полицмейстер...
- Император Франц Иосиф I 30 октября 1859 возвёл Листа в рыцарское достоинство, оставив при этом собственноручную запись полного имени Листа: Франц Риттер фон Лист (Franz Ritter von Liszt, от нем. Ritter – рыцарь, всадник).
- Лист говорил на нескольких европейских языках, но не знал родного венгерского, был глубоко верующим католиком, но при этом имел троих незаконнорожденных детей и страдал от непонимания близких. В светских салонах Европы обсуждали сплетни о его распутной жизни, а он принял духовный сан.
- Лист был пианистом от Бога, бесконечно преданным своему инструменту. «...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости», – писал композитор.