
ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ИОГАННЕС БРАМС
Кабаки, проститутки-оторвы,
И народец разгульно-лихой,
Пьюще-жрущая пьяная прорва,
Матерщина – хоть падай, хоть стой.
И подросток – лет где-то пятнадцать –
Пианист, что всегда под рукой,
Не умеющий с детства смеяться,
Но играющий так, что – ой-ёой!
И когда на расхожник кабацкий
Он ронял, вдруг, мотивчик простой,
Оглушительно чистый, немецкий,
То сгущался в миг гомон людской,
Обращался тяжелым сопеньем,
Напряженнейшей злой тишиной,
И лохматились в душах сомненья
Заскорузло,
Самый ясный, невинный, немецкий
Композитор на все времена, –
Поразивший прозрачностью детской –
Начинал от кабацкого дна.
А потом было бегство из детства,
Бегство в славу, в восторги до слез,
И был Брамс – ослепительно светский,
Дирижер, пианист-виртуоз.
И был Брамс – восхитительно ясный
Композитор-поэт.
Мощным.
Властным.
И бесстрастным бывал иногда.
Так, – из детства в бессмертие бегством
Брамс сбежал,
Тот из детства наивный мотив.
И народец разгульно-лихой,
Пьюще-жрущая пьяная прорва,
Матерщина – хоть падай, хоть стой.
И подросток – лет где-то пятнадцать –
Пианист, что всегда под рукой,
Не умеющий с детства смеяться,
Но играющий так, что – ой-ёой!
И когда на расхожник кабацкий
Он ронял, вдруг, мотивчик простой,
Оглушительно чистый, немецкий,
То сгущался в миг гомон людской,
Обращался тяжелым сопеньем,
Напряженнейшей злой тишиной,
И лохматились в душах сомненья
Заскорузло,
омывшись слезой.
Самый ясный, невинный, немецкий
Композитор на все времена, –
Поразивший прозрачностью детской –
Начинал от кабацкого дна.
А потом было бегство из детства,
Бегство в славу, в восторги до слез,
И был Брамс – ослепительно светский,
Дирижер, пианист-виртуоз.
И был Брамс – восхитительно ясный
Композитор-поэт.
Шли года –
Стал классическим Брамс.Мощным.
Властным.
И бесстрастным бывал иногда.
Иногда …
Восхитительно ясным – всегда!Так, – из детства в бессмертие бегством
Брамс сбежал,
в рюкзачке прихватив,
Оглушительно чистый, немецкий,Тот из детства наивный мотив.
Иоганнес Брамс (1833 – 1897) – немецкий композитор, пианист, дирижер. Романтик по духу, классик по форме. Классик в романтизме, романтик в классицизме.
Сын бедных родителей (отец – контрабасист в городском театре), Брамс не получил базового музыкального образования и всего, чего он достиг в музыкальном искусстве, Брамс обязан только самому себе.
Иоганнес родился и вырос в одном из бедных кварталов Гамбурга, во многих домах которого располагались публичные дома. С раннего детства, чтобы заработать хоть немного денег, он почти каждый день играл на пианино в ресторанах и кабаках, развлекая своей игрой публику, состоявшую в основном из проституток с их клиентами. Эта среда оказала влияние на всю дальнейшую жизнь Брамса, в том числе и личную. Он никогда не был женат, хотя влюблялся довольно часто. Умер он холостяком. Известен его совершенно платонический роман с Кларой Шуман (женой Роберта Шумана), которую он финансово поддерживал после смерти ее мужа.
И. Брамсом создано 4 симфонии, около двухсот песен и романсов, ансамблевые сочинения, два фортепианных и один скрипичный концерты, множество фортепианных и скрипичных произведений, знаменитый «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра и другие хоровые сочинения.
Но особенную славу Брамса составляют его симфонии, которые и сегодня популярны на симфонической эстраде.
К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного из светских приемов решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.
Брамс не принял преувеличенную экзальтацию романтизма. Классическая строгость, целомудренность, объективность – вот его ориентиры в творчестве. Все его переживания человека, живущего в романтическую эпоху, заключены в классическую форму. Дирижер Ганс фон Бюлов назвал 1-ю симфонию Брамса 10-й симфонией Бетховена. По складу мышления Брамсу присуще стремление именно к объективности, к строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков. Кто знает, может быть, к этому его подталкивали и чрезмерно «экзальтированные» отзвуки его детства и юности.
Великой ценностью композитор считал народный фольклор. «Народная песня – мой идеал» – говорил Брамс. Он обрабатывал немецкие народные песни, писал бытовые немецкие народные песни и танцы, в частности, «Бытовые пьесы в 4 руки», «Цыганские песни», популярнейшие «Венгерские танцы».
Брамс один из первых композиторов, чье творчество в равной степени принадлежало и классическому крылу музыкального искусства, и популярной, развлекательной музыке. Некоторые его произведения до сих пор звучат на площадках поп-музыки. Так своеобразно преломились детские впечатления одного из самых чистых и целомудренных в мировом музыкальном искусстве композиторов.
В честь Брамса назван кратер на Меркурии.
Сын бедных родителей (отец – контрабасист в городском театре), Брамс не получил базового музыкального образования и всего, чего он достиг в музыкальном искусстве, Брамс обязан только самому себе.
Иоганнес родился и вырос в одном из бедных кварталов Гамбурга, во многих домах которого располагались публичные дома. С раннего детства, чтобы заработать хоть немного денег, он почти каждый день играл на пианино в ресторанах и кабаках, развлекая своей игрой публику, состоявшую в основном из проституток с их клиентами. Эта среда оказала влияние на всю дальнейшую жизнь Брамса, в том числе и личную. Он никогда не был женат, хотя влюблялся довольно часто. Умер он холостяком. Известен его совершенно платонический роман с Кларой Шуман (женой Роберта Шумана), которую он финансово поддерживал после смерти ее мужа.
И. Брамсом создано 4 симфонии, около двухсот песен и романсов, ансамблевые сочинения, два фортепианных и один скрипичный концерты, множество фортепианных и скрипичных произведений, знаменитый «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра и другие хоровые сочинения.
Но особенную славу Брамса составляют его симфонии, которые и сегодня популярны на симфонической эстраде.
К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного из светских приемов решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.
Брамс не принял преувеличенную экзальтацию романтизма. Классическая строгость, целомудренность, объективность – вот его ориентиры в творчестве. Все его переживания человека, живущего в романтическую эпоху, заключены в классическую форму. Дирижер Ганс фон Бюлов назвал 1-ю симфонию Брамса 10-й симфонией Бетховена. По складу мышления Брамсу присуще стремление именно к объективности, к строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков. Кто знает, может быть, к этому его подталкивали и чрезмерно «экзальтированные» отзвуки его детства и юности.
Великой ценностью композитор считал народный фольклор. «Народная песня – мой идеал» – говорил Брамс. Он обрабатывал немецкие народные песни, писал бытовые немецкие народные песни и танцы, в частности, «Бытовые пьесы в 4 руки», «Цыганские песни», популярнейшие «Венгерские танцы».
Брамс один из первых композиторов, чье творчество в равной степени принадлежало и классическому крылу музыкального искусства, и популярной, развлекательной музыке. Некоторые его произведения до сих пор звучат на площадках поп-музыки. Так своеобразно преломились детские впечатления одного из самых чистых и целомудренных в мировом музыкальном искусстве композиторов.
В честь Брамса назван кратер на Меркурии.
http://www.classic-online.ru/ (Брамс – слушать)
https://music.yandex.ru (Брамс – слушать)
Брамс – слушать
Брамс – слушать
Брамс – слушать
Стихи о Брамсе см. в «Божественной симфонии». Стр. 82.


