ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ МУЗЫКИ – 440 Hz
440 Hz – в 1939 году специальной международной комиссией был установлен международный эталон основного тона музыкальной настройки – ля первой октавы, равный 440 Гц. Это означает, что единый для всех стран камертон Ля при температуре 20°C должен издавать 440 колебаний в секунду. Камертон был изобретен в 1711 году придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шором. Высота настройки издаваемого камертоном звука ля первой октавы соответствовала 119,9 Гц. Однако с того времени высота настройки камертона постоянно изменялась, доходя порой до 453 и даже до 466 Гц. Это вызывало резкие протесты вокалистов, для которых верхние ноты становились практически недосягаемыми. Именно настройка инструментов на камертон 440 Гц способствует наибольшей яркости звучания оркестровых инструментов, наиболее удобен для вокалистов и позволяет полнозвучнее воспринимать музыку человеческим ухом.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
АС : АВ = СВ : АС.
Золотое сечение, известное также под названием «Божественная пропорция», с поразительной частотой встречается и в природе, и в искусстве, и в архитектуре.
Если разделить любой отрезок на две части так, чтобы отношение большей части отрезка к целому было равно отношению меньшей части к большей (AC : АВ = СB : AC), то получим сечение, которое называют золотым:
Математики вывели формулу золотого сечения, в которой определяющим является число 1,618… Это число наличествует в том или ином виде практически во всех великих произведениях. Принято считать, что понятие (но не сам термин) о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор.
Леонардо Пизанский – (около 1170-1250) известен под именем Фибоначчи – математик средневековой Европы. Автор множества задач. Его спираль приближается к так называемой «Золотой спирали», в основе которой лежит золотое сечение (на рисунке).
Золотое сечение в музыке. В 1925 году искусствовед Л. Сабанеев, проанализировав 1770 музыкальных произведений сорока двух авторов, показал, что подавляющее большинство выдающихся сочинений можно легко разделить на части или по теме, или по интонационному строю, или по ладовому строю, которые находятся между собой в отношении золотого сечения. У Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта, Скрябина, Шопена и Шуберта золотые сечения найдены в 90% всех произведений. Сабанеев, в частности, проверил все 27 этюдов Шопена. Он обнаружил в них 178 золотых сечений. При этом оказалось, что не только большие части этюдов делятся по длительности в отношении золотого сечения, но и части этюдов внутри зачастую делятся в таком же отношении. С 20 столетия некоторые композиторы, к примеру, Б. Барток, стали создавать отдельные свои произведения, прямо ориентируясь на формулу золотого сечения, т.е. сочиняя музыку стали прибегать к чисто математическим вычислениям.