ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ЙОЗЕФ ГАЙДН
Йозеф Гайдн композитор придворный.
Менуэт.
Сарабанда.
Гавот.
Композитор он модный, бесспорно.
Реверанс.
Пируэт.
Поворот.
Сочинитель изящных мелодий.
Сарабанда.
Гавот.
Менуэт.
Дамы, ах! Дамы, ох! Ах, негодник!
Реверанс.
Поворот.
Пируэт.
Как плетет кружева по-над скрипкой.
Сонатина.
Квартет.
Менуэт.
Йозеф Гайдн – гений с детской улыбкой.
Реверанс.
Поворот.
Пируэт.
Строгость ритмов, галантность мотивов.
Сарабанда.
Соната.
Гавот.
Но в литаврах порой шаловлив он.
Пируэт.
Реверанс.
Поворот.
Безупречная линия жизни.
Сто симфоний.
Кантаты.
Квинтет.
Жизнь паркетно-зеркально-репризна.
Реверанс.
Поворот.
Пируэт.
Золотая придворная клетка,
Клавикорды, аккорды с утра.
Душно Гайдну.
И скушно.
Но редко.
Для него жизнь – забава,
Игра.
Менуэт.
Сарабанда.
Гавот.
Композитор он модный, бесспорно.
Реверанс.
Пируэт.
Поворот.
Сочинитель изящных мелодий.
Сарабанда.
Гавот.
Менуэт.
Дамы, ах! Дамы, ох! Ах, негодник!
Реверанс.
Поворот.
Пируэт.
Как плетет кружева по-над скрипкой.
Сонатина.
Квартет.
Менуэт.
Йозеф Гайдн – гений с детской улыбкой.
Реверанс.
Поворот.
Пируэт.
Строгость ритмов, галантность мотивов.
Сарабанда.
Соната.
Гавот.
Но в литаврах порой шаловлив он.
Пируэт.
Реверанс.
Поворот.
Безупречная линия жизни.
Сто симфоний.
Кантаты.
Квинтет.
Жизнь паркетно-зеркально-репризна.
Реверанс.
Поворот.
Пируэт.
Золотая придворная клетка,
Клавикорды, аккорды с утра.
Душно Гайдну.
И скушно.
Но редко.
Для него жизнь – забава,
Игра.
Но в «Прощальной», скользя по наклонной,
По изящной наклонной в закат,
Он – погасит свечу,
И с поклоном обозначит финал: шах и мат.
По изящной наклонной в закат,
Он – погасит свечу,
И с поклоном обозначит финал: шах и мат.
Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) – австрийский композитор, капельмейстер, скрипач, клавесинист.
Наследие Гайдна огромно. Он написал более ста симфоний (точное число их неизвестно), 24 оперы, 3 оратории, 83 струнных квартета, 52 клавирные сонаты, 41 фортепианное трио и множество других сочинений для самых различных инструментов и ансамблевых составов. Произведения Гайдна отличаются характером звонким, бодрым и жизнерадостным, в них преобладают мажорные тональности, много света и искрящейся энергии. Наиболее известны и исполняемы его 12 «Лондонских» симфоний (написаны им во время пребывания в Англии), последние квартеты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года». Тридцать лет в качестве придворного композитора и капельмейстера Гайдн прослужил у венгерских князей Эстерхази, чья резиденция находилась в городке Эйзенштадте (недалеко от Вены).
«Но в литаврах порой шаловлив он…». Симфония № 94, соль мажор, «Сюрприз». Некоторые симфонии Гайдна имеют программные заголовки (данные не самим композитором), связанные с каким-либо признаком. Например, симфонии «Часы», «Философ», «Курица», «Военная», «Прощальная».
Симфония «Сюрприз» называется так, потому что в ней присутствует удар литавр. В медленной (второй) части симфонии нежная музыка внезапно прерывается оглушительным ударом литавр. Гайдн будто бы хотел заставить невнимательных слушателей подскочить на креслах и тем самым вернуть их к слушанию симфонии.
«И в «Прощальной» скользя по наклонной…». «Прощальная» симфония №45. Симфонию играют при зажженных свечах, во время исполнения последней части музыканты по очереди тушат свечи, забирают свои инструменты и уходят со сцены.
Правдоподобная версия создания симфонии имеется в книге итальянского музыканта, лично знавшего Гайдна, Джакомо Феррари «Приятные и интересные анекдоты».
Однажды князь Эстергази, недовольный музыкантами своего оркестра, приказал Гайдну всех их распустить, за исключением первого скрипача и клавесиниста. Гайдн был вынужден подчиниться, но был очень расстроен тем, что лишал людей средств к существованию, а сам терял опытных музыкантов. Он решил сочинить инструментальную фугу и пригласил князя Эстергази послушать ее исполнение в воскресенье после Мессы. Князь согласился. После оркестрового раздела, который исполнили вместе все оркестранты, как того требует форма фуги, искусный маэстро ввел своего рода коду с последовательностью пауз, распределенных таким образом, что один инструмент за другим перестают играть и музыканты покидают сцену. Фуга завершалась одним звуком, исполнявшимся в унисон скрипкой и клавесином. Князю Эстергази так понравилась эта шутка композитора, что он разрешил оставить всех музыкантов на службе.
«Клавикорды, аккорды с утра…». Клавикорд – инструмент, напоминающий клавесин. Известен с 15 в. В начале 19 века был вытеснен фортепиано.
В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.
Наследие Гайдна огромно. Он написал более ста симфоний (точное число их неизвестно), 24 оперы, 3 оратории, 83 струнных квартета, 52 клавирные сонаты, 41 фортепианное трио и множество других сочинений для самых различных инструментов и ансамблевых составов. Произведения Гайдна отличаются характером звонким, бодрым и жизнерадостным, в них преобладают мажорные тональности, много света и искрящейся энергии. Наиболее известны и исполняемы его 12 «Лондонских» симфоний (написаны им во время пребывания в Англии), последние квартеты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года». Тридцать лет в качестве придворного композитора и капельмейстера Гайдн прослужил у венгерских князей Эстерхази, чья резиденция находилась в городке Эйзенштадте (недалеко от Вены).
«Но в литаврах порой шаловлив он…». Симфония № 94, соль мажор, «Сюрприз». Некоторые симфонии Гайдна имеют программные заголовки (данные не самим композитором), связанные с каким-либо признаком. Например, симфонии «Часы», «Философ», «Курица», «Военная», «Прощальная».
Симфония «Сюрприз» называется так, потому что в ней присутствует удар литавр. В медленной (второй) части симфонии нежная музыка внезапно прерывается оглушительным ударом литавр. Гайдн будто бы хотел заставить невнимательных слушателей подскочить на креслах и тем самым вернуть их к слушанию симфонии.
«И в «Прощальной» скользя по наклонной…». «Прощальная» симфония №45. Симфонию играют при зажженных свечах, во время исполнения последней части музыканты по очереди тушат свечи, забирают свои инструменты и уходят со сцены.
Правдоподобная версия создания симфонии имеется в книге итальянского музыканта, лично знавшего Гайдна, Джакомо Феррари «Приятные и интересные анекдоты».
Однажды князь Эстергази, недовольный музыкантами своего оркестра, приказал Гайдну всех их распустить, за исключением первого скрипача и клавесиниста. Гайдн был вынужден подчиниться, но был очень расстроен тем, что лишал людей средств к существованию, а сам терял опытных музыкантов. Он решил сочинить инструментальную фугу и пригласил князя Эстергази послушать ее исполнение в воскресенье после Мессы. Князь согласился. После оркестрового раздела, который исполнили вместе все оркестранты, как того требует форма фуги, искусный маэстро ввел своего рода коду с последовательностью пауз, распределенных таким образом, что один инструмент за другим перестают играть и музыканты покидают сцену. Фуга завершалась одним звуком, исполнявшимся в унисон скрипкой и клавесином. Князю Эстергази так понравилась эта шутка композитора, что он разрешил оставить всех музыкантов на службе.
«Клавикорды, аккорды с утра…». Клавикорд – инструмент, напоминающий клавесин. Известен с 15 в. В начале 19 века был вытеснен фортепиано.
В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.
www.classic-online.ru (Гайдн Йозеф – слушать)
https://music.yandex.ru (Гайдн Йозеф – слушать)
Гайдн – слушать
Стихи о Гайдне см. в «Божественной симфонии». Стр. 80.