ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ТАРТИНИ. «ДЬЯВОЛЬСКИЕ ТРЕЛИ».
Тартини. «Дьявольские трели».
В бессмертие рывком.
На раз!
И рядом, дополненьем к «Трелям»,
Престранный и скупой рассказ.
Точней, легенда.
Был в постели – Маэстро.
Мерзкий снился сон,
Что подчиняться не хотели
Вошел.
Взял скрипку,
И смеясь,
Небрежно пробежал по струнам.
Затем изящный – все же Князь –
Из пиццикато сплел рисунок.
Потом – как вздох, как взмах, как – Ах!
Над миром вьюга, вьюга, вьюга.
- Тартини, Вы хотите так?! –
И вьюга трелей вновь по кругу.
Затем Он что-то о душе,
Контракте,
Подписях…
И – точка!
Рассвет.
Маэстро в неглиже,
Чуть ошалевший, – ну и ночка,
За скрипку.
«Дьявольские трели»
По кругу вьюгой, вьюгой, вьюгой,
Он смог! Он смог! Он … Вновь метелью
По кругу трели, трели, трели, трели…
Он смог – соната эта на века!
Душа?
Контракт?
А что – душа?
Что значит – Он?
Всё это – сон!
Или – не сон?
Сон – Он?
Или – не сон?!
В бессмертие рывком.
На раз!
И рядом, дополненьем к «Трелям»,
Престранный и скупой рассказ.
Точней, легенда.
Был в постели – Маэстро.
Мерзкий снился сон,
Что подчиняться не хотели
смычок и скрипка.
И, вдруг, – Он..!Вошел.
Взял скрипку,
И смеясь,
Небрежно пробежал по струнам.
Затем изящный – все же Князь –
Из пиццикато сплел рисунок.
Потом – как вздох, как взмах, как – Ах!
Над миром вьюга, вьюга, вьюга.
- Тартини, Вы хотите так?! –
И вьюга трелей вновь по кругу.
Затем Он что-то о душе,
Контракте,
Подписях…
И – точка!
Рассвет.
Маэстро в неглиже,
Чуть ошалевший, – ну и ночка,
За скрипку.
«Дьявольские трели»
По кругу вьюгой, вьюгой, вьюгой,
Он смог! Он смог! Он … Вновь метелью
По кругу трели, трели, трели, трели…
Он смог – соната эта на века!
Душа?
Контракт?
А что – душа?
Что значит – Он?
Всё это – сон!
Или – не сон?
Сон – Он?
Или – не сон?!
Джузеппе Тартини (1692 – 1770) – итальянский скрипач, педагог, композитор.
Биография Тартини – своего рода приключенческий роман. Родители готовили сына к карьере священнослужителя, однако он поступает в университет, чтобы стать юристом. Практически самостоятельно овладевает скрипичной игрой. Учился игре на скрипке у некоего Джулио ди Терни, который позднее сам учился у Тартини. В эти годы он больше, чем университетом, увлекается фехтованием и готовит себя к карьере фехтмейстера. Победы на дуэлях завоевали ему славу искуснейшего фехтовальщика городка, где он обучался юриспруденции.
Как утверждает одна из легенд о Тартини, он похитил племянницу кардинала Корнаро и тайно женился на ней. Уголовная полиция Рима настигла их в дороге. Тартини пришлось бежать, а потом под страхом смерти тайком пробираться к жене на свидания. Более двух лет Тартини скрывался в монастыре под чужим именем, проводя время в игре на скрипке, под руководством монаха. Там и определилось его музыкальное призвание. Он вернулся домой зрелым музыкантом. Им овладели религиозные настроения, он стал человеком внутренне сосредоточенным, полностью преданным избранному искусству. Он уединился еще на некоторое время, чтобы достичь совершенства в исполнительском искусстве. И добился своего.
Тартини внес серьезнейший вклад в развитие искусства игры на скрипке. Усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными скрипачами.
Его игру отличала поразительная чистота, виртуозность, фантастическая для того времени техника. Необыкновенное звучание его скрипки считалось эталонным. Тартини ввел «канелировку трости» (продольные вырезы в месте держания смычка, впоследствии распространенные им на весь смычок). Это было связано с применяемыми им виртуозными «прыгающими штрихами», требующими более прочного держания смычка.
Ему приписывают открытие акустического явления (так называемые «тоны Тартини»), заключающегося в том, что два благозвучных верхних звука дают нижний отзвук, с ними согласующийся благозвучный резонансный «третий звук».
Композитор создал огромное количество произведений. В их числе около 125 концертов, 175 сонат для скрипки и чембало, «Трактат о музыке, основанный на истинном знании гармонии» и «Трактат об украшениях», отражающие музыкально-эстетические взгляды Тартини.
«Дьявольские трели» – скрипичная соната соль-минор. Сами «дьявольские трели» это невероятно сложные для исполнения пассажи в заключительной части сонаты: солист должен выводить трели на одной струне, играя быстрые пассажи на другой. Сочинение может рассматриваться как некий каталог мышления Вивальди, его музыкального языка, его композиторских и исполнительских приемов. Эта соната считается одной из самых сложных для исполнителей.
Существует легенда о том, что «Дьявольские трели» Тартини написал в монастыре, где вынужден был скрываться от преследований. Однажды ночью Тартини приснилось, что к нему пришел Дьявол и сыграл ему потрясающую скрипичную сонату. Утром Тартини вскочил и по памяти записал произведение. Так в мире искусства появилась еще одна легенда, а также безумно сложное и самое популярное произведение итальянского маэстро.
«Из пиццикато сплел рисунок…». Пиццикато (от ит. Pizzicato) – прием игры на струнных музыкальных инструментах. При пиццикато звук извлекается не смычком, а щипком струны пальцами. От этого звук становится отрывистым, более тихим, чем при игре смычком, да и по тембру совершенно иным. Его звучание напоминает «цокающий топоток полушепотом».
Биография Тартини – своего рода приключенческий роман. Родители готовили сына к карьере священнослужителя, однако он поступает в университет, чтобы стать юристом. Практически самостоятельно овладевает скрипичной игрой. Учился игре на скрипке у некоего Джулио ди Терни, который позднее сам учился у Тартини. В эти годы он больше, чем университетом, увлекается фехтованием и готовит себя к карьере фехтмейстера. Победы на дуэлях завоевали ему славу искуснейшего фехтовальщика городка, где он обучался юриспруденции.
Как утверждает одна из легенд о Тартини, он похитил племянницу кардинала Корнаро и тайно женился на ней. Уголовная полиция Рима настигла их в дороге. Тартини пришлось бежать, а потом под страхом смерти тайком пробираться к жене на свидания. Более двух лет Тартини скрывался в монастыре под чужим именем, проводя время в игре на скрипке, под руководством монаха. Там и определилось его музыкальное призвание. Он вернулся домой зрелым музыкантом. Им овладели религиозные настроения, он стал человеком внутренне сосредоточенным, полностью преданным избранному искусству. Он уединился еще на некоторое время, чтобы достичь совершенства в исполнительском искусстве. И добился своего.
Тартини внес серьезнейший вклад в развитие искусства игры на скрипке. Усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными скрипачами.
Его игру отличала поразительная чистота, виртуозность, фантастическая для того времени техника. Необыкновенное звучание его скрипки считалось эталонным. Тартини ввел «канелировку трости» (продольные вырезы в месте держания смычка, впоследствии распространенные им на весь смычок). Это было связано с применяемыми им виртуозными «прыгающими штрихами», требующими более прочного держания смычка.
Ему приписывают открытие акустического явления (так называемые «тоны Тартини»), заключающегося в том, что два благозвучных верхних звука дают нижний отзвук, с ними согласующийся благозвучный резонансный «третий звук».
Композитор создал огромное количество произведений. В их числе около 125 концертов, 175 сонат для скрипки и чембало, «Трактат о музыке, основанный на истинном знании гармонии» и «Трактат об украшениях», отражающие музыкально-эстетические взгляды Тартини.
«Дьявольские трели» – скрипичная соната соль-минор. Сами «дьявольские трели» это невероятно сложные для исполнения пассажи в заключительной части сонаты: солист должен выводить трели на одной струне, играя быстрые пассажи на другой. Сочинение может рассматриваться как некий каталог мышления Вивальди, его музыкального языка, его композиторских и исполнительских приемов. Эта соната считается одной из самых сложных для исполнителей.
Существует легенда о том, что «Дьявольские трели» Тартини написал в монастыре, где вынужден был скрываться от преследований. Однажды ночью Тартини приснилось, что к нему пришел Дьявол и сыграл ему потрясающую скрипичную сонату. Утром Тартини вскочил и по памяти записал произведение. Так в мире искусства появилась еще одна легенда, а также безумно сложное и самое популярное произведение итальянского маэстро.
«Из пиццикато сплел рисунок…». Пиццикато (от ит. Pizzicato) – прием игры на струнных музыкальных инструментах. При пиццикато звук извлекается не смычком, а щипком струны пальцами. От этого звук становится отрывистым, более тихим, чем при игре смычком, да и по тембру совершенно иным. Его звучание напоминает «цокающий топоток полушепотом».
www.classic-online.ru (Тартини – слушать)
https://music.yandex.ru (Тартини – слушать)
Тартини – слушать