ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ДОМЕНИКО СКАРЛАТТИ
Снизошла благодать на Скарлатти.
Знал Скарлатти с пятнадцати лет,
Если в музыке нет благодати,
То и музыки, в общем-то, нет.
Если в музыке мало восторга,
Что от сердца,
Если в музыке нет благодати,
То и музыки, в общем-то, нет.
Если в музыке мало восторга,
Что от сердца,
от звезд,
от души,
То звучащая россыпь аккордов клавикорда в звенящей тиши –
Просто несколько звуков некстати от удара бездарной руки,
Просто несколько звуков некстати от удара бездарной руки,
Просто несколько …
Нет в них Скарлатти,
Что от сердца,от звезд,
от души,
Если музыка – сумма загадок, словно Господа след на снегу,
То Скарлатти уверен – так надо,
И вступает спокойно в игру, где есть выбор меж Раем и Адом,
Где смещение ритмов и лада разрывает тональный порядок,
То Скарлатти уверен – так надо,
И вступает спокойно в игру, где есть выбор меж Раем и Адом,
Где смещение ритмов и лада разрывает тональный порядок,
Умножаясь на страсть и тоску,
Но …
Но …
Подводит Скарлатти черту:
Выбирая меж Раем и Адом, выбирает своё – Красоту!
Он прекрасен – Маэстро Скарлатти– (и) в пятисотой, и в первой сонате,
Он под Богом с пятнадцати лет,
И с пятнадцати верит в совет:
Если в музыке нет благодати – нет Скарлатти.
И музыки нет.
Он прекрасен – Маэстро Скарлатти– (и) в пятисотой, и в первой сонате,
Он под Богом с пятнадцати лет,
И с пятнадцати верит в совет:
Если в музыке нет благодати – нет Скарлатти.
И музыки нет.
Джузеппе Доменико Скарлатти (1685 – 1757) – итальянский композитор, клавесинист, органист. Год рождения Доменико Скарлатти является также годом рождения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя.
Первым учителем музыки был его отец, известный в то время композитор. В 16 лет Доменико уже композитор и органист королевской часовни в Неаполе. В 25 ему не будет равных в Европе и в игре на клавесине.
Когда кардинал Оттобино устроил в Риме, быть может первый в истории исполнительский конкурс, то победителем-клавесинистом однозначно был признан Скарлатти. Ему уступил даже Гендель, победивший Доменико в игре на органе.
Именно клавесин, являющийся прямым прародителем фортепиано и станет тем инструментом, который введет имя Доменико Скарлатти в историю.
В возрасте тридцати лет он покидает Италию и перебирается в Мадрид, где и проживет последние двадцать пять лет своей жизни. Кстати, в Мадриде живут его потомки до настоящего времени.
В Испании, помимо других сочинений, композитором будет создано около пятисот сонат для клавесина. При жизни Скарлатти было издано всего тридцать сонат. Остальные постепенно затерялись в архивах и библиотеках на последующие почти двести лет.
Умер композитор в возрасте 71 года в Мадриде, в глубокой нищете, оставив без средств к существованию большую семью.
Им написано более двадцати опер, примерно столько же ораторий и кантат и более пятисот сонат для клавесина.
Двадцатый век стал для Доменико Скарлатти временем второго рождения и теперь уже всемирного признания.
Он жил в эпоху барокко. Эпоху пышности, парадности, подчеркнутого тяготения к красивостям и причудливостям. В своем же клавесинном творчестве он шагнул в эпоху классицизма. Эпоху строгих линий, безупречных классических форм и подчеркнуто духовных приоритетов. Однако его гений потянул Скарлатти дальше.
Сонаты Скарлатти отличает абсолютно не свойственные для того и даже для более позднего времени резкий интенсивный мелодический рисунок, пересекающиеся ритмы и иные ритмические неожиданности, звуковые гроздья-кластеры, небывалая чувственность.
Один из современников композитора записал: «Скарлатти часто говорил, что в его пьесах нарушены все правила композиции, – он сам хорошо знает об этом. И далее он спрашивал: разве его отклонения от нормы оскорбляют ухо? И, получив отрицательный ответ, продолжал: талантливый человек не должен ничего бояться, кроме того, чтобы доставить неудовольствие чувству, ибо чувство – это единственный критерий музыки». Сонаты Скарлатти явно перерастают клавесин и требуют для своего звучания нового инструмента – фортепиано. Не случайно, что сочинения Доменико Скалатти пользуются такой популярностью у современных пианистов-концертантов.
В честь Доменико Скарлатти назван кратер на Меркурии.
Клавикорд – клавишный старинный инструмент молоточково-ударного типа, один из предшественников современного фортепиано.
Клавесин – клавишный старинный инструмент щипкового типа, один из предшественников современного фортепиано.
Первым учителем музыки был его отец, известный в то время композитор. В 16 лет Доменико уже композитор и органист королевской часовни в Неаполе. В 25 ему не будет равных в Европе и в игре на клавесине.
Когда кардинал Оттобино устроил в Риме, быть может первый в истории исполнительский конкурс, то победителем-клавесинистом однозначно был признан Скарлатти. Ему уступил даже Гендель, победивший Доменико в игре на органе.
Именно клавесин, являющийся прямым прародителем фортепиано и станет тем инструментом, который введет имя Доменико Скарлатти в историю.
В возрасте тридцати лет он покидает Италию и перебирается в Мадрид, где и проживет последние двадцать пять лет своей жизни. Кстати, в Мадриде живут его потомки до настоящего времени.
В Испании, помимо других сочинений, композитором будет создано около пятисот сонат для клавесина. При жизни Скарлатти было издано всего тридцать сонат. Остальные постепенно затерялись в архивах и библиотеках на последующие почти двести лет.
Умер композитор в возрасте 71 года в Мадриде, в глубокой нищете, оставив без средств к существованию большую семью.
Им написано более двадцати опер, примерно столько же ораторий и кантат и более пятисот сонат для клавесина.
Двадцатый век стал для Доменико Скарлатти временем второго рождения и теперь уже всемирного признания.
Он жил в эпоху барокко. Эпоху пышности, парадности, подчеркнутого тяготения к красивостям и причудливостям. В своем же клавесинном творчестве он шагнул в эпоху классицизма. Эпоху строгих линий, безупречных классических форм и подчеркнуто духовных приоритетов. Однако его гений потянул Скарлатти дальше.
Сонаты Скарлатти отличает абсолютно не свойственные для того и даже для более позднего времени резкий интенсивный мелодический рисунок, пересекающиеся ритмы и иные ритмические неожиданности, звуковые гроздья-кластеры, небывалая чувственность.
Один из современников композитора записал: «Скарлатти часто говорил, что в его пьесах нарушены все правила композиции, – он сам хорошо знает об этом. И далее он спрашивал: разве его отклонения от нормы оскорбляют ухо? И, получив отрицательный ответ, продолжал: талантливый человек не должен ничего бояться, кроме того, чтобы доставить неудовольствие чувству, ибо чувство – это единственный критерий музыки». Сонаты Скарлатти явно перерастают клавесин и требуют для своего звучания нового инструмента – фортепиано. Не случайно, что сочинения Доменико Скалатти пользуются такой популярностью у современных пианистов-концертантов.
В честь Доменико Скарлатти назван кратер на Меркурии.
Клавикорд – клавишный старинный инструмент молоточково-ударного типа, один из предшественников современного фортепиано.
Клавесин – клавишный старинный инструмент щипкового типа, один из предшественников современного фортепиано.
http://www.classic-online.ru/ (Скарлатти Доменико – слушать)
Доменико Скарлатти – слушать
Доменико Скарлатти – слушать, смотреть