ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ
(Ритурнель)
Маэстро Жан Батист Люлли –
Барокко, рококо и шпаги,
Мир д` Артаньяна и отваги,
Дуэли, букли, парики.
Маэстро Жан Батист Люлли –
Изящный росчерк ритурнелей,
Игрушечная прелесть трелей,
И кружевное тир-люр-ли.
Маэстро Жан Батист Люлли –
Дивертисменты и балеты,
И вот однажды… – Ах, наветы!
С мужчинами он – ни-ни-ни.
Удачлив в жизни и любви,
Свободен в творчестве, раскован,
В делах коварен и рискован,
Таков он Жан Батист Люлли.
Он парижанин Жан Люлли,
Сверхобаятельна наружность,
И клавесинная жемчужность –
Сверхобаятельна, люр-ли.
Ах, этот Жан Батист Люлли.
Он жил беспечно и без правил,
Париж потешил, позабавил,
Легко пришел, легко растаял,
Сейчас уже забыт почти.
Вот вспомнил я, mon cher ami,
Тебя, жемчужности твои,
И кружевное тир-люр-ли,
Маэстро Жан Батист Люлли.
Барокко, рококо и шпаги,
Мир д` Артаньяна и отваги,
Дуэли, букли, парики.
Маэстро Жан Батист Люлли –
Изящный росчерк ритурнелей,
Игрушечная прелесть трелей,
И кружевное тир-люр-ли.
Маэстро Жан Батист Люлли –
Дивертисменты и балеты,
И вот однажды… – Ах, наветы!
С мужчинами он – ни-ни-ни.
Удачлив в жизни и любви,
Свободен в творчестве, раскован,
В делах коварен и рискован,
Таков он Жан Батист Люлли.
Он парижанин Жан Люлли,
Сверхобаятельна наружность,
И клавесинная жемчужность –
Сверхобаятельна, люр-ли.
Ах, этот Жан Батист Люлли.
Он жил беспечно и без правил,
Париж потешил, позабавил,
Легко пришел, легко растаял,
Сейчас уже забыт почти.
Вот вспомнил я, mon cher ami,
Тебя, жемчужности твои,
И кружевное тир-люр-ли,
Маэстро Жан Батист Люлли.
Жан Батист Люлли (1632 – 1687) – французский композитор итальянского происхождения, а также скрипач, клавесинист, танцор, дирижер, педагог.
Родился в семье мельника. Во Францию приехал в четырнадцатилетнем возрасте в свите герцога де Гиза, в качестве пажа м-ль де Монпансье. Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам и танцуя в них вместе с королем и придворными.
К тридцати годам Люлли был секретарем, приближенным любимчиком и советчиком Людовика XIV – «Короля-солнца», который пожаловал ему дворянство и содействовал в приобретении огромного состояния. К этому времени Люлли возглавил все музыкальные учреждения придворной службы как «музыкальный суперинтендант» и «маэстро королевской фамилии». Кроме того, он стал владельцем патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству тому из сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля». Охлаждение короля к Люлли произошло после эпизода, когда однажды члены семьи, вернувшись с прогулки, застали Люлли в довольно двусмысленной ситуации с жившим в доме пажом.
Люлли, без сомнения, был знаком со всеми знаменитостями двора «Короля-солнца», в том числе и с д`Артаньяном и с Корнелем. С Мольером Люлли сотрудничал почти десятилетие, совместно создав ряд спектаклей, в том числе и знаменитого «Мещанина во дворянстве». Люлли написал более пятнадцати опер, лучшие из которых продержались на сцене около ста лет, оказав значительное влияние на дальнейшее развитие жанра. Люлли считается основоположником французской оперы. Однако в наши дни в концертном исполнении и в записи звучит практически только его инструментальная и балетная музыка.
Причиной смерти Люлли стала нелепость. Незадолго до смерти композитор дирижировал духовным торжественным сочинением «Те Deum» по случаю выздоровления короля. В то время дирижирование состояло в том, что тростью довольно громко отбивался такт. Люлли поранил ногу наконечником трости. Рана развилась в гангрену, и через несколько дней композитор скончался в возрасте пятидесяти пяти лет.
Почти двадцать опер, 36 балетов, музыка к спектаклям, духовная и инструментальная музыка – таково наследие композитора.
Ритурнель (фр. – возвращение, повтор) – одинаковые вступительные и заключительные отыгрыши в танце и в музыкальном сочинении. В стихотворении «отыгрышем» служит рефрен – «Маэстро Жан Батист Люлли».
Барокко (португ. – жемчужина причудливой формы) – художественный стиль, возникший во второй половине XVI века.
Стиль парадный, декоративный. Пышные костюмы, обилие позолоты, множество лепных украшений, зеркальные стены, хрустальные люстры, богато декорированная мебель.
Рококо (фр. – декоративная раковина, ракушка) – художественный стиль, возникший в первой половине 18 века как развитие стиля барокко. Стиль характеризовался изысканностью, изобилием декоративности, грациозной орнаментальностью. Большое внимание уделялось мифологии, эротическим ситуациям, изящной легкости.
Дивертисмент (фр. – увеселение, развлечение) – ряд концертных номеров, которые давались в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту. Балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, не связанный с сюжетом.
Родился в семье мельника. Во Францию приехал в четырнадцатилетнем возрасте в свите герцога де Гиза, в качестве пажа м-ль де Монпансье. Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам и танцуя в них вместе с королем и придворными.
К тридцати годам Люлли был секретарем, приближенным любимчиком и советчиком Людовика XIV – «Короля-солнца», который пожаловал ему дворянство и содействовал в приобретении огромного состояния. К этому времени Люлли возглавил все музыкальные учреждения придворной службы как «музыкальный суперинтендант» и «маэстро королевской фамилии». Кроме того, он стал владельцем патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству тому из сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля». Охлаждение короля к Люлли произошло после эпизода, когда однажды члены семьи, вернувшись с прогулки, застали Люлли в довольно двусмысленной ситуации с жившим в доме пажом.
Люлли, без сомнения, был знаком со всеми знаменитостями двора «Короля-солнца», в том числе и с д`Артаньяном и с Корнелем. С Мольером Люлли сотрудничал почти десятилетие, совместно создав ряд спектаклей, в том числе и знаменитого «Мещанина во дворянстве». Люлли написал более пятнадцати опер, лучшие из которых продержались на сцене около ста лет, оказав значительное влияние на дальнейшее развитие жанра. Люлли считается основоположником французской оперы. Однако в наши дни в концертном исполнении и в записи звучит практически только его инструментальная и балетная музыка.
Причиной смерти Люлли стала нелепость. Незадолго до смерти композитор дирижировал духовным торжественным сочинением «Те Deum» по случаю выздоровления короля. В то время дирижирование состояло в том, что тростью довольно громко отбивался такт. Люлли поранил ногу наконечником трости. Рана развилась в гангрену, и через несколько дней композитор скончался в возрасте пятидесяти пяти лет.
Почти двадцать опер, 36 балетов, музыка к спектаклям, духовная и инструментальная музыка – таково наследие композитора.
Ритурнель (фр. – возвращение, повтор) – одинаковые вступительные и заключительные отыгрыши в танце и в музыкальном сочинении. В стихотворении «отыгрышем» служит рефрен – «Маэстро Жан Батист Люлли».
Барокко (португ. – жемчужина причудливой формы) – художественный стиль, возникший во второй половине XVI века.
Стиль парадный, декоративный. Пышные костюмы, обилие позолоты, множество лепных украшений, зеркальные стены, хрустальные люстры, богато декорированная мебель.
Рококо (фр. – декоративная раковина, ракушка) – художественный стиль, возникший в первой половине 18 века как развитие стиля барокко. Стиль характеризовался изысканностью, изобилием декоративности, грациозной орнаментальностью. Большое внимание уделялось мифологии, эротическим ситуациям, изящной легкости.
Дивертисмент (фр. – увеселение, развлечение) – ряд концертных номеров, которые давались в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту. Балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, не связанный с сюжетом.