ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МОТИВ СВ. ХИЛЬДЕГАРДЫ БИНГЕНСКОЙ
Средневековый мотив.
Монастырь.
Кельи и свечи.
И вечер.
Пространство звучит.
Пророчица слышит – ведут голоса мотив протяженный, почти бестелесный,
Но тесный для Ангелов света, для Духа святого.
Пророчица пишет.
Она
Мотив раздвигает слегка,
Добавив дыханья ему, широты, и несколько капель людской теплоты,
Но несколько.
Две-три и всё.
И греха
Она в том не видит.
Пространство звучит.
Монахиня пишет,
Беря из пространства на кончик пера звучанье пространства.
Святая игра – звенят в золотых небесах голоса,
Почти бестелесно,
Чуть слышно.
Едва намечая мотивом себя.
Монахиня пишет.
Ведет осторожно строку за строкой, небесный мотив обращая в земной,
Добавив дыханья ему, широты, и несколько капель людской теплоты.
Но несколько.
Две-три и всё.
И греха
Она в том не видит.
Седой монастырь.
Тишина.
Седина лежит у виска,
И в проеме окна.
Погасла свеча.
Но записан мотив – простой, как монашеской рясы покрой,
Мотив протяженный, на чувства скупой,
Из той череды, что Святых житие.
Аскеза.
Молитва.
Мотив во Христе.
Записан монашеской слабой рукой,
Рукою пророчицы, что на века вела осторожно строку за строкой,
Монастырь.
Кельи и свечи.
И вечер.
Пространство звучит.
Пророчица слышит – ведут голоса мотив протяженный, почти бестелесный,
Но тесный для Ангелов света, для Духа святого.
Пророчица пишет.
Она
Мотив раздвигает слегка,
Добавив дыханья ему, широты, и несколько капель людской теплоты,
Но несколько.
Две-три и всё.
И греха
Она в том не видит.
Пространство звучит.
Монахиня пишет,
Беря из пространства на кончик пера звучанье пространства.
Святая игра – звенят в золотых небесах голоса,
Почти бестелесно,
Чуть слышно.
Едва намечая мотивом себя.
Монахиня пишет.
Ведет осторожно строку за строкой, небесный мотив обращая в земной,
Добавив дыханья ему, широты, и несколько капель людской теплоты.
Но несколько.
Две-три и всё.
И греха
Она в том не видит.
Седой монастырь.
Тишина.
Седина лежит у виска,
И в проеме окна.
Погасла свеча.
Но записан мотив – простой, как монашеской рясы покрой,
Мотив протяженный, на чувства скупой,
Из той череды, что Святых житие.
Аскеза.
Молитва.
Мотив во Христе.
Записан монашеской слабой рукой,
Рукою пророчицы, что на века вела осторожно строку за строкой,
Небесный мотив обращая в земной,
Добавив дыханья ему, широты, и несколько ноток людской теплоты,
Но несколько.
Две-три и всё.
И греха
Она в том не видит.
Она – Хильдегарда.
Святая она.
Добавив дыханья ему, широты, и несколько ноток людской теплоты,
Но несколько.
Две-три и всё.
И греха
Она в том не видит.
Она – Хильдегарда.
Святая она.
Св. Хильдегарда Бингенская (1098-1179) – немецкая монахиня, настоятельница монастыря, располагавшегося в окрестностях Бингена (долина Рейна).
Пророчица, визионер (дар видений), поэт, художник, философ, целительница, автор трудов по медицине, физике, космологии. И композитор. Хильдегарда оказалась первым сочинителем музыки, чья биография известна. Это дает основания ее почитателем называть Хильдегарду первым профессиональным композитором в истории музыки.
Почитается как святая, хотя официально канонизирована не была.
Почти восемь столетий Хильдегарда была фигурой региональной, в лучшем случае, национальной значимости и известности. Одна из многих.
Двадцатый век, высветивший многих, незаслуженно забытых творцов, разбудил интерес и к этой феноменальной, выдающейся женщине. Ныне ее имя знают миллионы, о ней пишут книги и исследования, создают фильмы. Ее рисунки копируют, рецепты изучают, поэтико-духовными аллюзиями восторгаются, а музыку интерпретируют в самых невероятных версиях: от академических до рок-инсталляций.
С детских лет Хильдегарду посещали видения, что, кстати, и явилось одной из главных причин ее монашества, несмотря на то, что она принадлежала к рыцарскому роду. Однако только в возрасте сорока двух лет она обращается к своему духовнику и сообщает ему, что в ее видениях прозвучало божественное повеление записывать все, что является ей. Было получено благословление и на пятом десятке лет Хильдегарда начинает заниматься тем, что сегодня называется искусством. Ее наиболее мощными работами являются следующие сочинения. В форме прозаической – «Sci vias lucis» (Познай пути света). В форме музыкально-поэтической – «Symphonia armonie celestium revelationum» (Созвучие мелодий небесных откровений»). В форме музыкально-драматической – «Ordo virtutum» (Уряд добродетелей). Данное сочинение состоит из 82 напевов и повествует о борьбе за душу человеческую между 16 добродетелями и Дьяволом (единственная роль для мужского голоса). По сути, это первое в мире моралите, хотя сам жанр появится только через сто лет. И в какой-то степени, это первая в мире опера, хотя сам жанр появится только через пятьсот лет. Проза, поэзия, музыка, драма. К этому необходимо добавить необычайно интересные и своеобразные рисунки Хильдегарды. Ренессансная личность, вне всякого сомнения.
Крайнее сожаление вызывает то, что наследие пророчицы не стало доступным миру в те времена. Быть может … Впрочем, что гадать. Дальше монастырских стен искусство св. Хильднгарды Бингенсой не вышло. Слава пришла через восемьсот лет.
О таинстве появления мелодий сама Хильдегарда писала: они «явились мне и дали музыкальные формы божественным мистериям». Музыка монахини монофоническая, т.е. состоит из одной мелодии.
www.classic-online.ru (Хильдегарда Бингенская – слушать)
https://music.yandex.ru (Хильдегарда Бингенская – слушать)
Хильдегарда Бингенская – слушать, смотреть