ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
ВАРИАЦИИ «ОСЕННИЙ ДОЖДЬ»
АЛЬФРЕД ШНИТКЕ – Кончерто гроссо
Вариация №3
Благословенны вечера осенние,
Где тихий Шнитке музыкой дождя,
Как отголоском позднего Есенина,
Накатит по расхристанному я.
И капли нот, дождливым многоточием,
По партитуре стекол бороздя,
Сплетут узор и будет средоточием
Осенний Шнитке, человек дождя.
Играет с листопадами по сумеркам,
Накоротке с дождями говорит
Маэстро одиночества и сумраков,
Что сентябрями начерно творит.
Не так уж много в мире сочинителей,
В себя впитавших музыку дождя.
Осенний дождь – дождь, все же, на любителя.
Осенний вечер.
Шнитке.
Дождь.
И я.
Благословенны вечера осенние,
Где тихий Шнитке музыкой дождя,
Как отголоском позднего Есенина,
Накатит по расхристанному я.
И капли нот, дождливым многоточием,
По партитуре стекол бороздя,
Сплетут узор и будет средоточием
Осенний Шнитке, человек дождя.
Играет с листопадами по сумеркам,
Накоротке с дождями говорит
Маэстро одиночества и сумраков,
Что сентябрями начерно творит.
Не так уж много в мире сочинителей,
В себя впитавших музыку дождя.
Осенний дождь – дождь, все же, на любителя.
Осенний вечер.
Шнитке.
Дождь.
И я.
«По партитуре стекол бороздя…» – партитура (ит. partitura – разделение, распределение) – нотная запись многоголосного музыкального произведения. Запись предназначается для ансамбля, хора или оркестра. В партитуре одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов либо инструментов.
Кончерто гроссо (от итал. – большой концерт) – популярный в эпоху барокко жанр, который строится на противопоставлении группы солирующих инструментов и всего оркестра (тутти - все). Сам Шнитке определял этот жанр так: соло – это человек, его душа, а оркестр – окружающий мир, окружающая жизнь. Композитором создано шесть Кончерто гроссо.
Портрет А. Шнитке – Реджинальд Грей.
Альфред Гарриевич Шнитке (1934 – 1998) – советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог.
Шнитке – главная фигура «советского музыкального авангарда», вместе с Э. Денисовым и С. Губайдулиной. Для его стиля характерно совмещение самых разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики».
Шнитке – мастер крупных музыкальных полотен и масштабных концепций в музыке. И, тем не менее, присутствует во многих его сочинениях лирическая, интимная, надломленная интонация одинокого, усталого человека ХХ «издерганного» века. Особенно явственно это ощущается в его Кончерто гроссо.
Шнитке неоднократно формулировал свои представления о музыкальном творчестве. Им, к примеру, выделялся принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика по Шнитке разрешает и предполагает совмешение «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного».
«Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно». Пожалуй, именно эти слова Шнитке и являются ключом к пониманию популярности авангардного, сложного по языку композитора.
К А. Шнитке международное признание пришло с первой же его симфонии, которую благословил на исполнение Р. Щедрин. Премьеры его произведений практически всегда становились мировым культурным событием. Их исполняли крупнейшие оркестры России, Европы, США под управлением величайших дирижеров современности. Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств, Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств, был удостоен премии «Триумф» – императорской премии Японии. Главным дирижером Шнитке считался Геннадий Рождественский, которому композитор доверял премьеры многих своих сочинений и с которым был дружен на протяжении сорока лет.
В то же время в советских официальных музыкальных кругах долгое время существовала влиятельная группа людей, которая считала композитора дутой псевдознаменитостью, и которая немало попортила крови Альфреду Шнитке.
На пятьдесят шестом году жизни он уехал в Германию. Принял германское гражданство. В 66 лет композитор перенес очередной инсульт. Его практически полностью парализовало. По сути, последние годы жизни он провел в гамбургской клинике, которая стала его вторым домом. Специалисты создали аппарат, при помощи которого парализованной рукой Шнитке пытался фиксировать звуки, рождаемые в его сознании. В таком состоянии Шнитке и отфиксировал свое последнее произведение – Девятую симфонию, посвященную Рождественскому. Рождественский расшифровал записи Шнитке и исполнил премьеру симфонии. Ирина Катаева-Шнитке (жена композитора) резко отрицательно отнеслась к данной расшифровке и впоследствии утверждала, что и сам Шнитке был в отчаянии, прослушав запись премьеры, и что, быть может, именно это прослушивание свело его в могилу. «Это (прослушивание) было в пятницу. А в субботу случился последний инсульт». Впоследствии по инициативе вдовы была создана вторая версия симфонии композитором Александром Раскатовым. Данную версию и принято считать концертной, основной.
Умер Шнитке в Гамбурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Сочинения – 3 оперы, 2 балета, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, 3 концерта для фортепиано, концерты для самых различных инструментов и ансамблевых составов, большое количество хоровых сочинений, музыка к тридцати двум фильмам.
Шнитке – главная фигура «советского музыкального авангарда», вместе с Э. Денисовым и С. Губайдулиной. Для его стиля характерно совмещение самых разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики».
Шнитке – мастер крупных музыкальных полотен и масштабных концепций в музыке. И, тем не менее, присутствует во многих его сочинениях лирическая, интимная, надломленная интонация одинокого, усталого человека ХХ «издерганного» века. Особенно явственно это ощущается в его Кончерто гроссо.
Шнитке неоднократно формулировал свои представления о музыкальном творчестве. Им, к примеру, выделялся принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика по Шнитке разрешает и предполагает совмешение «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного».
«Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно». Пожалуй, именно эти слова Шнитке и являются ключом к пониманию популярности авангардного, сложного по языку композитора.
К А. Шнитке международное признание пришло с первой же его симфонии, которую благословил на исполнение Р. Щедрин. Премьеры его произведений практически всегда становились мировым культурным событием. Их исполняли крупнейшие оркестры России, Европы, США под управлением величайших дирижеров современности. Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств, Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств, был удостоен премии «Триумф» – императорской премии Японии. Главным дирижером Шнитке считался Геннадий Рождественский, которому композитор доверял премьеры многих своих сочинений и с которым был дружен на протяжении сорока лет.
В то же время в советских официальных музыкальных кругах долгое время существовала влиятельная группа людей, которая считала композитора дутой псевдознаменитостью, и которая немало попортила крови Альфреду Шнитке.
На пятьдесят шестом году жизни он уехал в Германию. Принял германское гражданство. В 66 лет композитор перенес очередной инсульт. Его практически полностью парализовало. По сути, последние годы жизни он провел в гамбургской клинике, которая стала его вторым домом. Специалисты создали аппарат, при помощи которого парализованной рукой Шнитке пытался фиксировать звуки, рождаемые в его сознании. В таком состоянии Шнитке и отфиксировал свое последнее произведение – Девятую симфонию, посвященную Рождественскому. Рождественский расшифровал записи Шнитке и исполнил премьеру симфонии. Ирина Катаева-Шнитке (жена композитора) резко отрицательно отнеслась к данной расшифровке и впоследствии утверждала, что и сам Шнитке был в отчаянии, прослушав запись премьеры, и что, быть может, именно это прослушивание свело его в могилу. «Это (прослушивание) было в пятницу. А в субботу случился последний инсульт». Впоследствии по инициативе вдовы была создана вторая версия симфонии композитором Александром Раскатовым. Данную версию и принято считать концертной, основной.
Умер Шнитке в Гамбурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Сочинения – 3 оперы, 2 балета, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, 3 концерта для фортепиано, концерты для самых различных инструментов и ансамблевых составов, большое количество хоровых сочинений, музыка к тридцати двум фильмам.
www.classic-online.ru (Шнитке. Кончерто Гроссо №3 – слушать)
yandex.ru/video (Альфред Шнитке – слушать, смотреть)