ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
КРУЖЕВА ЭРНСТА ТЕОДОРА АМАДЕЯ ГОФМАНА
Композитор, писатель, и пьяница, шизофреник, бродяга, и мот,
Он
И так – жизнь – и так,
Нет, не нравится,
Он под смерть в 46,
Как под лёд.
Он мечтал быть великим и солнечным, как кумир его Моцарт.
И стал, как мечтал он – великим и… сумрачным.
Мрачных странностей гением стал.
Полагал,
что он, Божией милостью, музыкант высшей пробы и…
Но
Его опусы – так, – шаловливости,
Стать, как Моцарт?
Да нет.
Не дано.
Полагал,
что писатель он – так себе, что втянула, мол, музыка слов,
Но кружили, работали часики на маэстро фантазий и снов.
И Маэстро стал Мастером странностей, где всё резко, гротескно, острО,
Где смягчала всё некоей пряностью музыкальность сюжетов и строк.
Эй, вина, эй…
Крутились видения и садились на кончик пера.
Эй, вина, эй…
За счет заведения подан был паралич – Вам сюда!
Завершилась игра.
В 46.
Что ж– пора.
Смерть, вина (эй-й-й-й-й …)
Композитор, писатель, и вольница, фантазер, и бродяга-поэт –
Через сто лет рассеянно вломится он в двадцатый почтительный век.
Он мечтал быть великим и солнечным, как кумир его Моцарт,
И стал он великим,
Стал классиком …сумрачным.
Стал не Моцартом, Гофманом стал!
(опередив Дали на сто лет)
Он
И так – жизнь – и так,
Нет, не нравится,
Он под смерть в 46,
Как под лёд.
Он мечтал быть великим и солнечным, как кумир его Моцарт.
И стал, как мечтал он – великим и… сумрачным.
Мрачных странностей гением стал.
Полагал,
что он, Божией милостью, музыкант высшей пробы и…
Но
Его опусы – так, – шаловливости,
Стать, как Моцарт?
Да нет.
Не дано.
Полагал,
что писатель он – так себе, что втянула, мол, музыка слов,
Но кружили, работали часики на маэстро фантазий и снов.
И Маэстро стал Мастером странностей, где всё резко, гротескно, острО,
Где смягчала всё некоей пряностью музыкальность сюжетов и строк.
Эй, вина, эй…
Крутились видения и садились на кончик пера.
Эй, вина, эй…
За счет заведения подан был паралич – Вам сюда!
Завершилась игра.
В 46.
Что ж– пора.
Смерть, вина (эй-й-й-й-й …)
Композитор, писатель, и вольница, фантазер, и бродяга-поэт –
Через сто лет рассеянно вломится он в двадцатый почтительный век.
Он мечтал быть великим и солнечным, как кумир его Моцарт,
И стал он великим,
Стал классиком …сумрачным.
Стал не Моцартом, Гофманом стал!
(опередив Дали на сто лет)
Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм) Гофман (1776 – 1822) – немецкий писатель, композитор, художник, юрист. В 29 лет изменил третье имя – Вильгельм на Амадей в честь своего кумира Моцарта. Имел композиторский псевдоним – Иоганн Крейслер (Johannes Kreisler). В детстве Гофман был замкнутым ребенком, что позволяло больше уделять времени музыке и рисункам. Подростком он свободно играл импровизации на органе, клавире, скрипке. Системного базового музыкального образования не получил.
Вся его жизнь – это кружение по городам, неприятностям, нервным срывам и кризам, пьянству и четырем профессиям. Во всех четырех он был высоким профессионалом. И ни одна из них не приносила полного удовлетворения.
Более всего он был влюблен в музыку. Всю жизнь прорывался к возможности служить ей. Был композитором, дирижером, музыкальным критиком, капельмейстером в драматических театрах, где писал музыку к спектаклям, рисовал декорации. Давал частные уроки музыки и пения в богатых домах. Однажды даже организовал певческую школу. Все было бы замечательно, но музыка не кормила. Что было актуальным в эти годы для Гофмана, показывает следующая реплика: «Вот уже пять дней я ничего не ел, кроме хлеба» (из письма к другу). А главное, все, что он создавал, воспринималось публикой и критиками ровно и не более того. Исключением стала «Ундина» - первая романтическая опера в мире, которую встретили восторженно. Это был звездный час Гофмана. «Ундина» прошла 13 раз. После четырнадцатого в театре случился пожар, который уничтожил и декорации к опере, и сам театр. Едва не сгорел и дом Гофмана. Это погрузило его в депрессию и намертво выбило из колеи. Больше композитор Гофман ничего значительного не создал.
К 40 годам он успел основательно поголодать, похоронил дочь, неоднократно впадал в сильнейшие нервные расстройства, дважды женился, стал крепко пить и мотался, мотался, мотался по городам.
Гофман талантливо рисовал. Особенно ему удавались гротескные, шаржевые, карикатурные работы. Однако он никогда не рассматривал возможность зарабатывать себе этим на жизнь. Более того, эти таланты приносили одни неприятности. Однажды он даже вынужден был с семьей покинуть Познань, т.к. его карикатуры на известных в городе людей вызвали ожесточенное его преследование.
Литературными трудами Гофман стал заниматься поздно. Первую свою новеллу написал в 33 – «Кавалер Глюк». Герой ее музыкант. В его последнем произведении «Житейские воззрения кота Мурра» вторым основным героем также является музыкант – капельмейстер Крейслер. Надо сказать, что музыкальная тема, так или иначе, обозначена в подавляющем большинстве сочинений писателя. Однако, как замечательно сказал критик А. Карельский: «он, так боготворивший гармонию в музыке, в литературе воплотил диссонанс». В 38 состоялась первая крупная публикация, которая и принесла Гофману известность как писателю – сборник рассказов «Фантазии в манере Калло». Первоначально он не придавал значения своим литературным занятиям. Одному из своих редактор он как-то написал: «Я бесконечно далек от всякого писательского тщеславия». За восемь лет, что Гофман занимался литературными трудами, им были созданы романы, новеллы, сказки, эссе.
«Всякий Божий день являлся поздно вечером какой-то человек в винный погреб в Берлине, пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета… Тут-то странные уродливые, мрачные, смешные, ужасные тени наполняли Гофмана, и он в состоянии сильнейшего раздражения схватывал перо и писал свои судорожные, сумасшедшие повести» – А. Герцен – русский публицист, философ, писатель.
После смерти писателя остались только долги. Умер он от паралича в 46 лет. Сегодня о Гофмане пишут книги, снимают фильмы, он герой оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». В музыке образы писателя воплотились в «Крейслериане» Шумана, «Щелкунчике» Чайковского, «Коппелии» Делиба, «Кардильяке» Хиндемита и др.
Вся его жизнь – это кружение по городам, неприятностям, нервным срывам и кризам, пьянству и четырем профессиям. Во всех четырех он был высоким профессионалом. И ни одна из них не приносила полного удовлетворения.
Более всего он был влюблен в музыку. Всю жизнь прорывался к возможности служить ей. Был композитором, дирижером, музыкальным критиком, капельмейстером в драматических театрах, где писал музыку к спектаклям, рисовал декорации. Давал частные уроки музыки и пения в богатых домах. Однажды даже организовал певческую школу. Все было бы замечательно, но музыка не кормила. Что было актуальным в эти годы для Гофмана, показывает следующая реплика: «Вот уже пять дней я ничего не ел, кроме хлеба» (из письма к другу). А главное, все, что он создавал, воспринималось публикой и критиками ровно и не более того. Исключением стала «Ундина» - первая романтическая опера в мире, которую встретили восторженно. Это был звездный час Гофмана. «Ундина» прошла 13 раз. После четырнадцатого в театре случился пожар, который уничтожил и декорации к опере, и сам театр. Едва не сгорел и дом Гофмана. Это погрузило его в депрессию и намертво выбило из колеи. Больше композитор Гофман ничего значительного не создал.
К 40 годам он успел основательно поголодать, похоронил дочь, неоднократно впадал в сильнейшие нервные расстройства, дважды женился, стал крепко пить и мотался, мотался, мотался по городам.
Гофман талантливо рисовал. Особенно ему удавались гротескные, шаржевые, карикатурные работы. Однако он никогда не рассматривал возможность зарабатывать себе этим на жизнь. Более того, эти таланты приносили одни неприятности. Однажды он даже вынужден был с семьей покинуть Познань, т.к. его карикатуры на известных в городе людей вызвали ожесточенное его преследование.
Литературными трудами Гофман стал заниматься поздно. Первую свою новеллу написал в 33 – «Кавалер Глюк». Герой ее музыкант. В его последнем произведении «Житейские воззрения кота Мурра» вторым основным героем также является музыкант – капельмейстер Крейслер. Надо сказать, что музыкальная тема, так или иначе, обозначена в подавляющем большинстве сочинений писателя. Однако, как замечательно сказал критик А. Карельский: «он, так боготворивший гармонию в музыке, в литературе воплотил диссонанс». В 38 состоялась первая крупная публикация, которая и принесла Гофману известность как писателю – сборник рассказов «Фантазии в манере Калло». Первоначально он не придавал значения своим литературным занятиям. Одному из своих редактор он как-то написал: «Я бесконечно далек от всякого писательского тщеславия». За восемь лет, что Гофман занимался литературными трудами, им были созданы романы, новеллы, сказки, эссе.
«Всякий Божий день являлся поздно вечером какой-то человек в винный погреб в Берлине, пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета… Тут-то странные уродливые, мрачные, смешные, ужасные тени наполняли Гофмана, и он в состоянии сильнейшего раздражения схватывал перо и писал свои судорожные, сумасшедшие повести» – А. Герцен – русский публицист, философ, писатель.
После смерти писателя остались только долги. Умер он от паралича в 46 лет. Сегодня о Гофмане пишут книги, снимают фильмы, он герой оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». В музыке образы писателя воплотились в «Крейслериане» Шумана, «Щелкунчике» Чайковского, «Коппелии» Делиба, «Кардильяке» Хиндемита и др.