ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF - скачать
МЕТАФИЗИКА МУЗЫКИ
Французскому архитектору и композитору
Янису Ксенакису
Янису Ксенакису
Метафизика музыки – в чем-то – физика музыки,
В чем-то – музыка физики,
Переход в метамузыку: метамузыку разума, метаразума музыку.
Метамузыка разума – математика с музами:
Метавздорными, спорными,
Математика с грезами,
Метаразум с занозами,
Метаразум с курьезами.
А сама математика – метамера для музыки.
А вообще, метамузыка – это физика разума:
Мета-физика с грозами,
Мета-физика с шизами,
Мета-физика с розами в ритме танго с репризами.
А сама мета-физика – метаразум сверхмузыки:
Игры разума с музыкой. Игры музыки разумом.
Игры разума.
Игры музыки.
В чем-то – музыка физики,
Переход в метамузыку: метамузыку разума, метаразума музыку.
Метамузыка разума – математика с музами:
Метавздорными, спорными,
Математика с грезами,
Метаразум с занозами,
Метаразум с курьезами.
А сама математика – метамера для музыки.
А вообще, метамузыка – это физика разума:
Мета-физика с грозами,
Мета-физика с шизами,
Мета-физика с розами в ритме танго с репризами.
А сама мета-физика – метаразум сверхмузыки:
Игры разума с музыкой. Игры музыки разумом.
Игры разума.
Игры музыки.
Янис Ксенакис. Фрагмент партитуры пьесы «Metastasis».
Янис Ксенакис (1922-2001) – французский композитор, архитектор, математик, теоретик музыки. Грек по происхождению.
Музыкой увлекался с детства. В 22 года получил инженерное образование (в Афинах). Позже в Париже стал серьезно заниматься музыкой и брать уроки композиции у таких знаковых авангардных композиторов как А. Онеггер, Д. Мийо, О. Мессиан.
В годы второй мировой войны воевал в партизанском отряде с фашистами, потом с англичанами, вошедшими в Грецию. Получил тяжелое ранение, потерял глаз. Был объявлен государственным преступником и приговорен к смертной казни. Бежал. Оказался во Франции, где и стал всемирно известным архитектором и композитором.
Двенадцать лет Ксенакис проработал в мастерской великого французского архитектора Ле Корбюзье. Здесь он, как архитектор, заработал себе имя и совершил те конструктивно-математические открытия, которые сделали его хрестоматийной фигурой в истории мировой архитектуры.
Параллельно с архитектурой, а потом и доминантно на протяжении полувека Ксенакис реализовывал себя в музыкальном искусстве. Сначала близко к академическим традициям, а с сорока лет среди лидеров авангарда. Причем, не считаясь ни с какими авторитетами. Потому, он довольно часто не находил понимания ни среди «левых» радикалов, ни среди «правых», ни среди «центристов».
С 60-х годов 20 столетия Ксенакис все чаще начинает использовать компьютерную технику (ЭВМ) и программы Fortran (в переводе – переводчик формул). Данный язык уже тогда широко использовался для инженерных вычислений. Он создал свою собственную композиторскую систему, которая строилась на математических формулах, теории вероятности, на чертежах (его партитуры порой выглядят как архитектурные схемы и конструкции) и т.п. Родилась стохастическая музыка.
И хотя в наследии композитора присутствуют образцы самых различных композиторских техник и методов, все же главным его прорывом оказалась именно стохастика – «программирование музыкального ряда, больших звуковых масс с жестко заданными параметрами, включение в них элементов случайного, непредвиденного, сочетание шумов, электроники, традиционных музыкальных инструментов». Один из наиболее известных и обескураживающих примеров творческого метода позднего Ксенакиса – это его пьеса «S.709» (1994 год). Для пьесы несколько профессиональных программистов и математиков в течении трёх лет создавали программу GENDY. Параллельно Ксенакис учился ею пользоваться. Длится же пьеса всего семь минут.
Янис Ксенакис в 1965 году стал инициатором создания в Париже Центра исследований музыкальной математики и автоматики (CEMAMu), где руководил компьютерными и электронными исследованиями в области музыки.
Помимо всего композитор инициировал так называемые политопы (светомузыкальные представления). Это концерты с участием симфонического оркестра, хора, электронных звуков, исполняющиеся в ночное время под открытым небом на фоне древней архитектуры в сопровождении световых эффектов, которые композитор сам и программировал.
Для Яниса Ксенакиса язык музыки, математики, логики, архитектуры, электроники едины в своей основе. Он стремился к универсальности постижения и выражения Бытия.
Наследие Ксенакиса – это более 150 сочинений различных жанров, масштабные архитектурные проекты в различных странах, теоретические и философские труды. Наиболее известные и знаковые сочинения: «Metastasis» (После покоя), «Pithoprakta» (Действие вероятностей), «Terretektorh» (Конструирование через действие).
Музыкальный критик (программист по образованию) А. Горохов писал: «…он применял математические методы для построения в высшей степени иррациональной и метафизически ориентированной музыки. Кстати, музыка Ксенакиса звучит куда более богато и выразительно в тембральном отношении, чем продукция его конкурентов Булеза и Штокхаузена. Музыка Ксенакиса – куда более драматичнее и трагичнее».
Музыкой увлекался с детства. В 22 года получил инженерное образование (в Афинах). Позже в Париже стал серьезно заниматься музыкой и брать уроки композиции у таких знаковых авангардных композиторов как А. Онеггер, Д. Мийо, О. Мессиан.
В годы второй мировой войны воевал в партизанском отряде с фашистами, потом с англичанами, вошедшими в Грецию. Получил тяжелое ранение, потерял глаз. Был объявлен государственным преступником и приговорен к смертной казни. Бежал. Оказался во Франции, где и стал всемирно известным архитектором и композитором.
Двенадцать лет Ксенакис проработал в мастерской великого французского архитектора Ле Корбюзье. Здесь он, как архитектор, заработал себе имя и совершил те конструктивно-математические открытия, которые сделали его хрестоматийной фигурой в истории мировой архитектуры.
Параллельно с архитектурой, а потом и доминантно на протяжении полувека Ксенакис реализовывал себя в музыкальном искусстве. Сначала близко к академическим традициям, а с сорока лет среди лидеров авангарда. Причем, не считаясь ни с какими авторитетами. Потому, он довольно часто не находил понимания ни среди «левых» радикалов, ни среди «правых», ни среди «центристов».
С 60-х годов 20 столетия Ксенакис все чаще начинает использовать компьютерную технику (ЭВМ) и программы Fortran (в переводе – переводчик формул). Данный язык уже тогда широко использовался для инженерных вычислений. Он создал свою собственную композиторскую систему, которая строилась на математических формулах, теории вероятности, на чертежах (его партитуры порой выглядят как архитектурные схемы и конструкции) и т.п. Родилась стохастическая музыка.
И хотя в наследии композитора присутствуют образцы самых различных композиторских техник и методов, все же главным его прорывом оказалась именно стохастика – «программирование музыкального ряда, больших звуковых масс с жестко заданными параметрами, включение в них элементов случайного, непредвиденного, сочетание шумов, электроники, традиционных музыкальных инструментов». Один из наиболее известных и обескураживающих примеров творческого метода позднего Ксенакиса – это его пьеса «S.709» (1994 год). Для пьесы несколько профессиональных программистов и математиков в течении трёх лет создавали программу GENDY. Параллельно Ксенакис учился ею пользоваться. Длится же пьеса всего семь минут.
Янис Ксенакис в 1965 году стал инициатором создания в Париже Центра исследований музыкальной математики и автоматики (CEMAMu), где руководил компьютерными и электронными исследованиями в области музыки.
Помимо всего композитор инициировал так называемые политопы (светомузыкальные представления). Это концерты с участием симфонического оркестра, хора, электронных звуков, исполняющиеся в ночное время под открытым небом на фоне древней архитектуры в сопровождении световых эффектов, которые композитор сам и программировал.
Для Яниса Ксенакиса язык музыки, математики, логики, архитектуры, электроники едины в своей основе. Он стремился к универсальности постижения и выражения Бытия.
Наследие Ксенакиса – это более 150 сочинений различных жанров, масштабные архитектурные проекты в различных странах, теоретические и философские труды. Наиболее известные и знаковые сочинения: «Metastasis» (После покоя), «Pithoprakta» (Действие вероятностей), «Terretektorh» (Конструирование через действие).
Музыкальный критик (программист по образованию) А. Горохов писал: «…он применял математические методы для построения в высшей степени иррациональной и метафизически ориентированной музыки. Кстати, музыка Ксенакиса звучит куда более богато и выразительно в тембральном отношении, чем продукция его конкурентов Булеза и Штокхаузена. Музыка Ксенакиса – куда более драматичнее и трагичнее».