ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ.
«ЛЕБЕДЬ»
К. СЕН-САНСА, М. ФОКИНА, А. ПАВЛОВОЙ, М. ПЛИСЕЦКОЙ.
- Пьеса была написана для виолончели и двух фортепиано, исполнялась в камерных музыкальных концертах. Существуют различные инструментальные составы: виолончель и фортепиано; скрипка и фортепиано; виолончель в сопровождении арфы.
- Премьера миниатюры «Лебедь» М. Фокина-А. Павловой состоялась на благотворительном концерте хора Мариинского театра в Зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга (ныне Большой зал филармонии) 22 декабря 1907 года.
- В 1924 году в Голливуде был снят фильм «Бессмертный Лебедь» об Анне Павловой, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с лебедями.
- Самым первым исполнителем «Лебедя» был сам Михаил Фокин. Он сочинил танец буквально за несколько минут. Это была почти импровизация. Фокин танцевал перед Павловой, а она – тут же, позади его повторяла движения. Потом она стала танцевать одна, а Фокин следовал за ней сбоку, показывая, как нужно держать руки.
«Я знал, что в лице Павловой я нашел идеальную исполнительницу, что наши взгляды совпадают, что она все понимает, и что она может все исполнить. Павлова всячески мне помогала – не только тем, что отказалась от эффектных трюков, но главным образом тем, что всегда была готова отрешиться от себя во имя роли... Павлова первая пошла на такое самоотречение. И это она сделала от всей души, вдохновенно... Ее сила, ее обаяние заключались не в том или ином техническом трюке, не в финальном пируэте, а в ее способности создать художественный образ».
Михаил Фокин.
- В костюме Лебедя, Анна Павлова завещала и похоронить себя.
- М. М. Плисецкая исполняла номер на музыку Сен-Санса в редакции Суламифь Мессерер.
- «Умирающий лебедь» М. Плисецкой появился в сороковых годах. Если бы точно было известно, сколько раз она его исполнила, это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представлялось бы возможным – слишком часто приходилось его бисировать. Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
- Премьера миниатюры «Лебедь» М. Фокина-А. Павловой состоялась на благотворительном концерте хора Мариинского театра в Зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга (ныне Большой зал филармонии) 22 декабря 1907 года.
- В 1924 году в Голливуде был снят фильм «Бессмертный Лебедь» об Анне Павловой, в котором есть кадры кинохроники, запечатлевшие её с лебедями.
- Самым первым исполнителем «Лебедя» был сам Михаил Фокин. Он сочинил танец буквально за несколько минут. Это была почти импровизация. Фокин танцевал перед Павловой, а она – тут же, позади его повторяла движения. Потом она стала танцевать одна, а Фокин следовал за ней сбоку, показывая, как нужно держать руки.
«Я знал, что в лице Павловой я нашел идеальную исполнительницу, что наши взгляды совпадают, что она все понимает, и что она может все исполнить. Павлова всячески мне помогала – не только тем, что отказалась от эффектных трюков, но главным образом тем, что всегда была готова отрешиться от себя во имя роли... Павлова первая пошла на такое самоотречение. И это она сделала от всей души, вдохновенно... Ее сила, ее обаяние заключались не в том или ином техническом трюке, не в финальном пируэте, а в ее способности создать художественный образ».
Михаил Фокин.
- В костюме Лебедя, Анна Павлова завещала и похоронить себя.
- М. М. Плисецкая исполняла номер на музыку Сен-Санса в редакции Суламифь Мессерер.
- «Умирающий лебедь» М. Плисецкой появился в сороковых годах. Если бы точно было известно, сколько раз она его исполнила, это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представлялось бы возможным – слишком часто приходилось его бисировать. Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
- … Сам Сен-Санс был крайне удивлён тем, как русские восприняли и воплотили этот художественный образ. Ничего не было изменено в его прекрасной музыке, но куда-то пропали мажорные ноты и мечтательность, появились мотивы тревоги, обречённости, полнейшей беспомощности перед лицом смерти. Трепетная, тонкая, эфирная красота изо всех сил борется за жизнь, но, в конце концов, терпит поражение. Фокин предпочёл идею эффектам. Никакой мишуры, декораций, зрелищных прыжков – всё это принесено в жертву эстетике художественного реализма.
Некий общий рисунок танца дошёл и до наших дней, однако «Умирающий лебедь» продолжал меняться и трансформироваться благодаря введённой ещё самим Фокиным импровизационной составляющей. У каждой балерины, работающей над этим образом, лебедь получается свой. Залог бессмертия «Умирающего лебедя» в его эфемерности и переменчивости, а также в допустимости великого множества трактовок и нововведений.
Самый сложный элемент миниатюры – смерть – каждая балерина передаёт по-своему. Смерть Лебедя Павловой бесхитростна, можно даже сказать некрасива по сравнению с жизнью, что делает конец ещё более печальным.
У Майи Плисецкой лебедь получился очень близким Сен-Сансовскому, он величественен, благороден, не так хрупок и беспомощен. И его смерть представляет собой настоящую борьбу, последний взгляд в небеса не смеренный, а полный обиды на такую роковую несправедливость.
Традиционно «Умирающего лебедя» танцуют женщины, хотя на классической сцене этот образ примеряли на себя и мужчины, к примеру, Валерий Михайловский. Постановки подобного рода – большая редкость, и этому есть простое объяснение. Изначально хореография создавалась для балерины, сам образ необычайно женственный, так что мужчина в этом амплуа выглядит как пародия, как актёр шекспировских времён, одетый прекрасной дамой.
Вкусы публики меняются, танец становится всё более сложным и зрелищным. Однако, до сих пор артисты балета и танцоры всего мира в поисках простоты и идейной полноты возвращаются к классическому «Умирающему лебедю». Так что бессмертный лебедь ещё долго будет вдохновлять человечество своей непередаваемой грацией и жаждой жизни.
Елизавета Севостьянова. Фрагменты статьи «Возрождение «Умирающего лебедя».
Некий общий рисунок танца дошёл и до наших дней, однако «Умирающий лебедь» продолжал меняться и трансформироваться благодаря введённой ещё самим Фокиным импровизационной составляющей. У каждой балерины, работающей над этим образом, лебедь получается свой. Залог бессмертия «Умирающего лебедя» в его эфемерности и переменчивости, а также в допустимости великого множества трактовок и нововведений.
Самый сложный элемент миниатюры – смерть – каждая балерина передаёт по-своему. Смерть Лебедя Павловой бесхитростна, можно даже сказать некрасива по сравнению с жизнью, что делает конец ещё более печальным.
У Майи Плисецкой лебедь получился очень близким Сен-Сансовскому, он величественен, благороден, не так хрупок и беспомощен. И его смерть представляет собой настоящую борьбу, последний взгляд в небеса не смеренный, а полный обиды на такую роковую несправедливость.
Традиционно «Умирающего лебедя» танцуют женщины, хотя на классической сцене этот образ примеряли на себя и мужчины, к примеру, Валерий Михайловский. Постановки подобного рода – большая редкость, и этому есть простое объяснение. Изначально хореография создавалась для балерины, сам образ необычайно женственный, так что мужчина в этом амплуа выглядит как пародия, как актёр шекспировских времён, одетый прекрасной дамой.
Вкусы публики меняются, танец становится всё более сложным и зрелищным. Однако, до сих пор артисты балета и танцоры всего мира в поисках простоты и идейной полноты возвращаются к классическому «Умирающему лебедю». Так что бессмертный лебедь ещё долго будет вдохновлять человечество своей непередаваемой грацией и жаждой жизни.
Елизавета Севостьянова. Фрагменты статьи «Возрождение «Умирающего лебедя».