ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
Статья дана в сокращенном варианте.
Интернет/журнал «ИЗРАИЛЬ XXI», №37.
Январь 2013 года.
Интернет/журнал «ИЗРАИЛЬ XXI», №37.
Январь 2013 года.
МУЗЫКА В СТИХАХ ВЛАДИМИРА ЯНКЕ
Янке является автором двух книг – «Дыханье музыки» (2009-11) и «Божественная симфония» (2012). Оба заглавия не случайно связаны с музыкой – ибо они в первую очередь написаны о ней. Но книги эти глубоко различны. Каркасом первой книги является история музыки – здесь представлены чуть ли не все музыкальные стили от Пифагора и древнееврейской музыки до Вареза, Ксенакиса, Кейджа, Высоцкого, Битлз. Но кроме этого в книге есть множество стихов о смысле музыки, о музыкантах, об элементах музыкальной формы, большое количество стилизаций музыкальных форм и др. Книга «Божественная симфония» – гораздо более зрелая.
В период, прошедший от начала работы над «Дыханьем музыки», сознание автора претерпело сильную эволюцию – а именно, в его жизни и творчестве усилилась роль духовной стороны, большей частью связанная с православием. В связи с этим мысли о музыке становятся более глубокими – описательство заменяется ассоциативным стилем, большая роль уделена другим искусствам, проводятся параллели между музыкой и молитвами, в большей степени, чем в первой книге, усиливается социальная составляющая (отчасти изменения такого рода были позже внесены и в «Дыханье музыки»).
Свой стиль Янке называет Мета-языком или Интегральным языком. Поэтический манифест этого можно найти в IV части микроцикла «И музыканты, и поэты, и пророки», хотя он мало что проясняет. Но анализ стихотворных форм у Янке действительно позволяет дать его стилю такое название.
У Янке важны не только стихотворные тексты. Лишь часть его стихов написана традиционно – словами. Но и здесь для поэта очень важно расположение слов. Лишь немногие стихотворения написаны традиционными четверостишиями («Пифагор»). Чаще встречается лесенка – его излюбленная форма («Людвиг Ван Бетховен»).
В период, прошедший от начала работы над «Дыханьем музыки», сознание автора претерпело сильную эволюцию – а именно, в его жизни и творчестве усилилась роль духовной стороны, большей частью связанная с православием. В связи с этим мысли о музыке становятся более глубокими – описательство заменяется ассоциативным стилем, большая роль уделена другим искусствам, проводятся параллели между музыкой и молитвами, в большей степени, чем в первой книге, усиливается социальная составляющая (отчасти изменения такого рода были позже внесены и в «Дыханье музыки»).
Свой стиль Янке называет Мета-языком или Интегральным языком. Поэтический манифест этого можно найти в IV части микроцикла «И музыканты, и поэты, и пророки», хотя он мало что проясняет. Но анализ стихотворных форм у Янке действительно позволяет дать его стилю такое название.
У Янке важны не только стихотворные тексты. Лишь часть его стихов написана традиционно – словами. Но и здесь для поэта очень важно расположение слов. Лишь немногие стихотворения написаны традиционными четверостишиями («Пифагор»). Чаще встречается лесенка – его излюбленная форма («Людвиг Ван Бетховен»).
Очень любит Янке располагать стихи по центру («Высота музыкального звука»), («И музыканты, и поэты, и пророки»). Есть в обеих книгах и притчи – по стилю своеобразные стихотворения (вернее, целые поэмы) в прозе («Мастер, скрипка, холст»).
Но не всегда стихотворения написаны словами или только словами. Например, в первом номере цикла «Музыка чисел» числа, соединённые со словами, то скрепляют стихотворение рифмами, то образуют аллитерации («Шелесты ветра в зеленых просторах, / В шелесте 6 шелестящих шестерок»). Второй и четвёртый номера образуют только цифры, и их последовательности наглядно передают образы.
Это ещё не всё. Большую роль в книге занимают стихи-рисунки. Чаще всего они перемежаются с поэтическими или прозаическими строками, создавая общий синтетический образ (опять отошлю к циклу «И музыканты, и поэты, и пророки»). Иногда поэт создаёт два варианта одного и того же стихотворения – один чисто словесный, другой синтетический. Примером может служить цикл «Музыкант, не ведись на ненастья». У меня создаётся впечатление, что вторая версия во всех подобных «циклах» не была бы понятна, если бы рядом не существовало первой – рифмы и ритмы, разделённые рисунками, сами по себе не воспринимались бы как целое.
Есть стихи, где рисунки главенствуют, а слова, буквы или ноты присутствуют разве что в виде символов: стихотворение «Johann Sebastian Bach. Формула». Янке вообще любит создавать такие формулы, знаки, символы. У него есть «Формула музыки», «Формула Шостаковича», «Формула покоя», «Знак интуиции, творчества, алкоголизма», «Символ бессмертия и мученичества» и т.д. Кроме этого, есть множество стихотворений, названия формул не носящие, но, по-сути являющиеся ими, например, «Геометрия музыки и музыка геометрии», основанное на значимых для человечества символах и произведения «Спиральная галактика» Джорджа Крама.
См. на следующей странице:
Это ещё не всё. Большую роль в книге занимают стихи-рисунки. Чаще всего они перемежаются с поэтическими или прозаическими строками, создавая общий синтетический образ (опять отошлю к циклу «И музыканты, и поэты, и пророки»). Иногда поэт создаёт два варианта одного и того же стихотворения – один чисто словесный, другой синтетический. Примером может служить цикл «Музыкант, не ведись на ненастья». У меня создаётся впечатление, что вторая версия во всех подобных «циклах» не была бы понятна, если бы рядом не существовало первой – рифмы и ритмы, разделённые рисунками, сами по себе не воспринимались бы как целое.
Есть стихи, где рисунки главенствуют, а слова, буквы или ноты присутствуют разве что в виде символов: стихотворение «Johann Sebastian Bach. Формула». Янке вообще любит создавать такие формулы, знаки, символы. У него есть «Формула музыки», «Формула Шостаковича», «Формула покоя», «Знак интуиции, творчества, алкоголизма», «Символ бессмертия и мученичества» и т.д. Кроме этого, есть множество стихотворений, названия формул не носящие, но, по-сути являющиеся ими, например, «Геометрия музыки и музыка геометрии», основанное на значимых для человечества символах и произведения «Спиральная галактика» Джорджа Крама.
См. на следующей странице: