ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
ЭСКИЗЫ К РЕРИХУ
(к его тибетско-гималайским полотнам)
Стоял художник в облаках.
Он рисовал их трудно.
Долго.
Он рисовал их с чувством.
С толком.
Из белого с наплывом шёлка.
И вот – стоял он в облаках /небесах.
Любимая сказала – Ах!
Любимая сказала – Бах?
В горах? В шелках? Хорал органный?
Ты – гений, мастер. Но престранный.
Похоже, мир свой окаянный / первозданный
Звучала сказка в небесах / в веках:
Лежали / пели облака в шелках на фиолетовых вершинах.
И в этом шуме лебедином,
На самом острие вершинном,
В пространстве странном закартинном,
Стоял художник.
И в горах
Звучала вечность.
Бог.
И
(… любимая сказала …)
Бах.
Он рисовал их трудно.
Долго.
Он рисовал их с чувством.
С толком.
Из белого с наплывом шёлка.
И вот – стоял он в облаках /небесах.
Любимая сказала – Ах!
Любимая сказала – Бах?
В горах? В шелках? Хорал органный?
Ты – гений, мастер. Но престранный.
Похоже, мир свой окаянный / первозданный
/ первозванный
/ осиянный
Нашел ты в этих вот мирах?Звучала сказка в небесах / в веках:
Лежали / пели облака в шелках на фиолетовых вершинах.
И в этом шуме лебедином,
На самом острие вершинном,
В пространстве странном закартинном,
Стоял художник.
И в горах
Звучала вечность.
Бог.
И
(… любимая сказала …)
Бах.
Воспроизвести
Иоганн Себастьян Бах. Passacaglia and Fugue for organ in C minor, BWV 582 (E. Power Biggs).
Запись – 1988.
Запись – 1988.
Николай Рерих – (1874 – 1947) – русский художник, философ, археолог, писатель, странник.
Николай Рерих был поразительно многогранной и неимоверно активной личностью. Впечатляет одно перечисление проектов и событий, в которых он участвовал:
- Археологические и этнографические экспедиции. Маршруты пролегали по Сибири, Алтаю, Монголии, Тибету, Китаю, Маньчжурии, Индии.
- Автор первого в мире международного Договора о защите культурных ценностей, впоследствии названного Пактом Рериха.
- Философские, искусствоведческие, поэтические и литературные работы.
- Создание нескольких исследовательских институтов и музеев.
- Был членом почти пятидесяти различных Академий, Обществ и Ассоциаций.
- Контакты с азиатскими лидерами с целью создания нового независимого государства в Азии и попытки подтолкнуть буддийских лидеров к революции. Активная культурная и политическая деятельность в среде русской эмиграции.
- Коммерческая деятельность. В частности, создание корпорации «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессии в Алтае.
Рериха его сторонники и противники объявляли духовным лидером и воителем человечества, советским шпионом, мудрецом, руководителем мирового масонства, антихристом, перевоплощением одного из индийских божеств, авантюристом, гением, мечтателем о прошлом, творцом будущего и т.д., и т.д.
И все же в главном Николай Рерих – художник. Им создано свыше 7000 тысяч полотен. Его художественное творчество имеет два основных духовных и идеологических центра – Россия и Восток. Один зашифрован в названии сказочного, былинного города – Китеж. Другой, в названии сказочной, фантастической страны – Шамбала. Духовный поиск того и другого и составлял, пожалуй, главный таинственный смысл художественных, да и жизненных исканий Рериха. На стр. слева картина – «Гималаи. Голубые горы» Рериха.
В большинстве своих полотен художник холоден, остранен и …необыкновенно красив. Красота его творений – красота бесстрастного, холодного взгляда мудреца, искателя абсолютной истины, абсолютной идеи, единения с космосом. Традиционные техники не давали ему возможности передать холодную красоту Духа. Рерих начинает экспериментировать с красками, отказывается от (теплого) масла и переходит к темперной технике. Кстати, почти исключительно в этой же технике работал и другой искатель «космичности» М. Чюрленис.
В 30 лет художник начинает пристально и углубленно интересоваться Востоком и на протяжении остальных сорока лет жизни Индия, Тибет, Гималаи, Шамбала становятся определяющими темами его картин. И рефреном через все его творчество проходят вершины, вершины, вершины. Кто-то из критиков-современников даже назвал его однажды «Мастером гор». Более двух тысяч полотен создано им на эту тему.
Последние годы художник жил в Индии. Там же в долине Кулу установлен прямоугольный камень с высеченной на нем надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир». Махариши – титул, означающий Maha (великий) и rishi (провидец, видящий).
Николай Рерих после революции 1917 года оказался вне России, за границей. Однако, он никогда не отказывался от своего российского гражданства, и, став по сути гражданином мира, он неоднократно подчеркивал свою глубинную связь со своей Родиной.
В 1947 году он попросил советское правительство о въездной визе. Ему было отказано. Он не узнал об этом – ушел из жизни раньше.
В честь Н. Рериха назван кратер на Меркурии.
Николай Рерих был поразительно многогранной и неимоверно активной личностью. Впечатляет одно перечисление проектов и событий, в которых он участвовал:
- Археологические и этнографические экспедиции. Маршруты пролегали по Сибири, Алтаю, Монголии, Тибету, Китаю, Маньчжурии, Индии.
- Автор первого в мире международного Договора о защите культурных ценностей, впоследствии названного Пактом Рериха.
- Философские, искусствоведческие, поэтические и литературные работы.
- Создание нескольких исследовательских институтов и музеев.
- Был членом почти пятидесяти различных Академий, Обществ и Ассоциаций.
- Контакты с азиатскими лидерами с целью создания нового независимого государства в Азии и попытки подтолкнуть буддийских лидеров к революции. Активная культурная и политическая деятельность в среде русской эмиграции.
- Коммерческая деятельность. В частности, создание корпорации «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессии в Алтае.
Рериха его сторонники и противники объявляли духовным лидером и воителем человечества, советским шпионом, мудрецом, руководителем мирового масонства, антихристом, перевоплощением одного из индийских божеств, авантюристом, гением, мечтателем о прошлом, творцом будущего и т.д., и т.д.
И все же в главном Николай Рерих – художник. Им создано свыше 7000 тысяч полотен. Его художественное творчество имеет два основных духовных и идеологических центра – Россия и Восток. Один зашифрован в названии сказочного, былинного города – Китеж. Другой, в названии сказочной, фантастической страны – Шамбала. Духовный поиск того и другого и составлял, пожалуй, главный таинственный смысл художественных, да и жизненных исканий Рериха. На стр. слева картина – «Гималаи. Голубые горы» Рериха.
В большинстве своих полотен художник холоден, остранен и …необыкновенно красив. Красота его творений – красота бесстрастного, холодного взгляда мудреца, искателя абсолютной истины, абсолютной идеи, единения с космосом. Традиционные техники не давали ему возможности передать холодную красоту Духа. Рерих начинает экспериментировать с красками, отказывается от (теплого) масла и переходит к темперной технике. Кстати, почти исключительно в этой же технике работал и другой искатель «космичности» М. Чюрленис.
В 30 лет художник начинает пристально и углубленно интересоваться Востоком и на протяжении остальных сорока лет жизни Индия, Тибет, Гималаи, Шамбала становятся определяющими темами его картин. И рефреном через все его творчество проходят вершины, вершины, вершины. Кто-то из критиков-современников даже назвал его однажды «Мастером гор». Более двух тысяч полотен создано им на эту тему.
Последние годы художник жил в Индии. Там же в долине Кулу установлен прямоугольный камень с высеченной на нем надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир». Махариши – титул, означающий Maha (великий) и rishi (провидец, видящий).
Николай Рерих после революции 1917 года оказался вне России, за границей. Однако, он никогда не отказывался от своего российского гражданства, и, став по сути гражданином мира, он неоднократно подчеркивал свою глубинную связь со своей Родиной.
В 1947 году он попросил советское правительство о въездной визе. Ему было отказано. Он не узнал об этом – ушел из жизни раньше.
В честь Н. Рериха назван кратер на Меркурии.