ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
Помолчи, музыкант, помолчи.
Под страданья слезливой свечи
Дай гитаре пропеть на прощанье
Расставанье.
Я приму это, как – До свиданья!
Под страданья слезливой свечи
Дай гитаре пропеть на прощанье
Расставанье.
Устроить гаданье
Мне на горькое счастье-страданье,Я приму это, как – До свиданья!
Нетрудно заметить, что в целом вторая часть последовательно укорочена, что придаёт тем же самым образам большую стремительность, утвердительность.
Иногда музыкальный приём становится у поэта основой образа, как в «Додекафонном лете» по А. Шёнбергу.
Тот же «музыкальный» способ работы Янке применяет и к построению рисунков, причём одно и то же изображение сохраняет своё значение, переходя из рисунка в рисунок.
Например, слова MUSI KE поэт рассматривает как «Глас Божий», и они сохраняют такое же значение и в «Формуле Баха».
Точно те же закономерности находим и в рисунке, который составляет 2-ю часть «Моления о вдохновении», приведённом выше. Ангел в верху рисунка означает то самое божественное начало, которое является основой всякого искусства (как ясно из первой части «Моления»), сердце в таком виде – символ любви, также переходящий у Янке из стихотворения в стихотворения, лопаты (очевидно, если судить по другим частям цикла «Божественная симфония») означают труд.
Художник работает с этими двумя изображениями чисто музыкальными методами: ряд, составленный из них, нисходя, многократно увеличивается, а затем и дробится. Фигура человечка внизу рисунка сама по себе означает «Гимн музыке», но там над его руками есть только скрипичный ключ и восьмушка – обычные для поэта символы музыкального искусства. Здесь же таких фигур гораздо больше (опять музыкальный приём – повторение), к тому же Янке стремится охватить все области, где нужно вдохновение: живопись (рисунок), музыку (скрипичный ключ с восьмушкой), науку (формула).
Заключает ряд лавровый венок, который в книге «Дыханье музыки» означает «символ бессмертия и мученичества». Таким способом, с помощью сопоставления, изменения и помещения в другой контекст рисунков-символов, каждый из которых сам по себе, как и отдельная интонация, имеет своё значение, Янке достигает нового художественного результата, отличного от значения всех этих символов в отдельности.
Иногда музыкальный приём становится у поэта основой образа, как в «Додекафонном лете» по А. Шёнбергу.
Тот же «музыкальный» способ работы Янке применяет и к построению рисунков, причём одно и то же изображение сохраняет своё значение, переходя из рисунка в рисунок.
Например, слова MUSI KE поэт рассматривает как «Глас Божий», и они сохраняют такое же значение и в «Формуле Баха».
Точно те же закономерности находим и в рисунке, который составляет 2-ю часть «Моления о вдохновении», приведённом выше. Ангел в верху рисунка означает то самое божественное начало, которое является основой всякого искусства (как ясно из первой части «Моления»), сердце в таком виде – символ любви, также переходящий у Янке из стихотворения в стихотворения, лопаты (очевидно, если судить по другим частям цикла «Божественная симфония») означают труд.
Художник работает с этими двумя изображениями чисто музыкальными методами: ряд, составленный из них, нисходя, многократно увеличивается, а затем и дробится. Фигура человечка внизу рисунка сама по себе означает «Гимн музыке», но там над его руками есть только скрипичный ключ и восьмушка – обычные для поэта символы музыкального искусства. Здесь же таких фигур гораздо больше (опять музыкальный приём – повторение), к тому же Янке стремится охватить все области, где нужно вдохновение: живопись (рисунок), музыку (скрипичный ключ с восьмушкой), науку (формула).
Заключает ряд лавровый венок, который в книге «Дыханье музыки» означает «символ бессмертия и мученичества». Таким способом, с помощью сопоставления, изменения и помещения в другой контекст рисунков-символов, каждый из которых сам по себе, как и отдельная интонация, имеет своё значение, Янке достигает нового художественного результата, отличного от значения всех этих символов в отдельности.
* * *
Разумеется, невозможно в одной короткой статье рассмотреть все связи творчества Янке с музыкой. Кроме того, за её пределами остались стихи на все прочие темы – также очень музыкальные по своей природе. Остаётся только пожелать поэту успехов в его творческом самосовершенствовании.