ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-ИЗО-КВЕСТ «БОЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЯ» в 13-И АПОСТОЛАХ. PDF - скачать
Сергей Александрович Есенин – (1895 – 1925) – русский поэт.
Родился в селе Константиновка Рязанской области в крестьянской семье.
В 19 лет были опубликованы его первые стихи. В 21 год издан сборник «Радуница». В России появился поэт уходящей крестьянской Руси, с мощнейшим лирическим даром и пронзительной, личностной, часто интимной мелодикой стиха. Пришло признание, как со стороны коллег по цеху, так и со стороны власти. К тридцати годам его называют «первым поэтом России».
Жил Есенин открыто, размашисто, бурно, со скандалами, драками и «любовью до зубовного скрежета». Имел порядка десяти судимостей, трижды женился и один раз побывал в гражданском браке. Не скрывал своего неприятия новой власти, но и не являлся убежденным ее противником. В этом смысле показательно его признание: «Белогвардейцу я не позволю говорить о Советской России то, что говорю сам. Это — моё, и этому я — судья».
Последнее, предсмертное есенинское стихотворение было написано кровью: «… В этой жизни умирать не ново / Но и жить, конечно, не новей».
28 декабря 1925 года Есенин был найден мертвым (повесился) в ленинградской гостинице «Англетер».
Более трехсот композиторов обращались к творчеству С. Есенина и более тысячи музыкальных произведений различного жанра создано на его стихи. Первая песня, мгновенно ставшая всенародной, «Письмо матери» (композитор Василий Липатов) появилась при жизни поэта в 1924 году.
Памятники, улицы, учебные заведения и литературные премии его имени, фильмы, музеи, тысячи исследований и сотни произведений, посвященных поэту – все это составляет внешнюю форму столетней Есенинианы. За ней стоит тонкий лирический, бесшабашный по жизни, и, быть может, самый русский поэт, оборвавший свою жизнь в 30 лет.
Сергей Есенин – слушать
Сергей Есенин – слушать
Марина Ивановна Цветаева – (1892 – 1941) – русский поэт.
Родилась в Москве в интеллигентной семье. Писать начала в шестилетнем возрасте, сразу на русском, французском, немецком языках. Мать (пианистка) мечтала видеть дочь музыкантом. В 18 лет был опубликован первый сборник ее стихов. После революции 1917 года (с1922 года) почти восемнадцать лет жила в эмиграции. Тосковала по России. Писала мало, да и ее поэтическое творчество за границей не получало признания. Сама Цветаева по этому поводу как-то сказала: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…». Последнее десятилетие жизни Цветаева почти не обращалась к поэзии, занималась прозой и переводами. Жила в нищете.
После возвращения на Родину (СССР), были арестованы ее дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, впоследствии расстрелянный.
31 августа 1941 года повесилась. В маленьком городке Елабуге (Татарстан). При отъезде в Елабугу упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан и пророчески пошутил: «Веревка все выдержит, хоть вешайся». К этой веревке и обратилась Марина Цветаева, уходя из жизни.
Родился в селе Константиновка Рязанской области в крестьянской семье.
В 19 лет были опубликованы его первые стихи. В 21 год издан сборник «Радуница». В России появился поэт уходящей крестьянской Руси, с мощнейшим лирическим даром и пронзительной, личностной, часто интимной мелодикой стиха. Пришло признание, как со стороны коллег по цеху, так и со стороны власти. К тридцати годам его называют «первым поэтом России».
Жил Есенин открыто, размашисто, бурно, со скандалами, драками и «любовью до зубовного скрежета». Имел порядка десяти судимостей, трижды женился и один раз побывал в гражданском браке. Не скрывал своего неприятия новой власти, но и не являлся убежденным ее противником. В этом смысле показательно его признание: «Белогвардейцу я не позволю говорить о Советской России то, что говорю сам. Это — моё, и этому я — судья».
Последнее, предсмертное есенинское стихотворение было написано кровью: «… В этой жизни умирать не ново / Но и жить, конечно, не новей».
28 декабря 1925 года Есенин был найден мертвым (повесился) в ленинградской гостинице «Англетер».
Более трехсот композиторов обращались к творчеству С. Есенина и более тысячи музыкальных произведений различного жанра создано на его стихи. Первая песня, мгновенно ставшая всенародной, «Письмо матери» (композитор Василий Липатов) появилась при жизни поэта в 1924 году.
Памятники, улицы, учебные заведения и литературные премии его имени, фильмы, музеи, тысячи исследований и сотни произведений, посвященных поэту – все это составляет внешнюю форму столетней Есенинианы. За ней стоит тонкий лирический, бесшабашный по жизни, и, быть может, самый русский поэт, оборвавший свою жизнь в 30 лет.
Сергей Есенин – слушать
Сергей Есенин – слушать
Марина Ивановна Цветаева – (1892 – 1941) – русский поэт.
Родилась в Москве в интеллигентной семье. Писать начала в шестилетнем возрасте, сразу на русском, французском, немецком языках. Мать (пианистка) мечтала видеть дочь музыкантом. В 18 лет был опубликован первый сборник ее стихов. После революции 1917 года (с1922 года) почти восемнадцать лет жила в эмиграции. Тосковала по России. Писала мало, да и ее поэтическое творчество за границей не получало признания. Сама Цветаева по этому поводу как-то сказала: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…». Последнее десятилетие жизни Цветаева почти не обращалась к поэзии, занималась прозой и переводами. Жила в нищете.
После возвращения на Родину (СССР), были арестованы ее дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, впоследствии расстрелянный.
31 августа 1941 года повесилась. В маленьком городке Елабуге (Татарстан). При отъезде в Елабугу упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан и пророчески пошутил: «Веревка все выдержит, хоть вешайся». К этой веревке и обратилась Марина Цветаева, уходя из жизни.
Через 50 лет в 1990 году патриарх Алексий II дал благословление на отпевание М. Цветаевой, хотя, как известно, отпевание самоубийц в русском православии запрещено. Стих Цветаевой экспрессивный, страстный, весь в ломке традиционностей: лексики, метрики, ритмики, синтаксиса. Часто построен на эксперименте со звуком, оркестровкой стиха.
«Единственный справочник: собственный слух … Единственный учитель: собственный труд. И единственный судья: будущее» М. Цветаева.
Марина Цветаева – слушать
Марина Цветаева – слушать
Осип Эмильевич Мандельштам – (1891 – 1938) – русский поэт.
Родился в Варшаве в еврейской купеческой семье, мать была музыкантом. Когда Мандельштаму исполнилось шесть лет, семья переехала в Петербург, город, в который будущий поэт влюбился: «Я вернулся в мой город, любимый до слез …». Учился в Петербургском университете, Сорбонне, Гейдельбергском университете. В 19 лет состоялась первая публикация его стихов. Его поэтический дар получает признание Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Белого и большинства наиболее ярких коллег по цеху. Писал поэт непрерывно, за исключением последних лет жизни. Однако в последнее десятилетие жизни его уже не публиковали.
Жил с женой в нищете, перебиваясь переводами, подработкой в газетах и театре. Пишет убийственный и самоубийственный стих: «Мы живем под собою не чуя страны, / Наши речи за десять шагов не слышны …». Услышали. Арестовывался. Ссылался. Во время ссылки в Воронеж (где сейчас ему есть памятник) создает «Воронежские тетради», которые считаются вершинным достижением его творчества. В 1938 году на имя наркома внутренних дел Ежова поступает донос на Мандельштама, в котором его стихи названы «похабными и клеветническими». Поэт вторично арестовывается и отправляется в лагерь на Дальний Восток.
27 декабря 1938 года Осип Мандельштам умирает от тифа в пересыльном лагерном пункте «Вторая речка» во Владивостоке. «Я один пишу с голоса» - сформулировал однажды Мандельштам ключ к пониманию своего творчеству. Сначала к нему приходило «проборматываение», «движение губ», начинал звучать ритм, постепенно укладываясь в метрику стиха, где финал порой полностью «опровергал» начало. Никакой заданности. Всё «от процесса», от внутреннего звучания музыки стиха.
Огромную роль в сохранении творчества Мандельштама сыграла его жена Надежда Мандельштам, которая знала наизусть едва ли не все его стихи – на тот случай, если все будет уничтожено властью. Которая хранила рукописи поэта в самых неожиданных местах: в обуви, в кастрюлях.
Почти полвека стихи поэта ходили в СССР в списках, не издавались. Ныне – памятники, в том числе, мемориальная доска в Сорбонне, переводы на иностранные языки, хрестоматии, песни и романсы на его стихи, и огромное количество посвящений и подражаний.
Осип Мандельштам – слушать
Осип Мандельштам – слушать
«Единственный справочник: собственный слух … Единственный учитель: собственный труд. И единственный судья: будущее» М. Цветаева.
Марина Цветаева – слушать
Марина Цветаева – слушать
Осип Эмильевич Мандельштам – (1891 – 1938) – русский поэт.
Родился в Варшаве в еврейской купеческой семье, мать была музыкантом. Когда Мандельштаму исполнилось шесть лет, семья переехала в Петербург, город, в который будущий поэт влюбился: «Я вернулся в мой город, любимый до слез …». Учился в Петербургском университете, Сорбонне, Гейдельбергском университете. В 19 лет состоялась первая публикация его стихов. Его поэтический дар получает признание Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Белого и большинства наиболее ярких коллег по цеху. Писал поэт непрерывно, за исключением последних лет жизни. Однако в последнее десятилетие жизни его уже не публиковали.
Жил с женой в нищете, перебиваясь переводами, подработкой в газетах и театре. Пишет убийственный и самоубийственный стих: «Мы живем под собою не чуя страны, / Наши речи за десять шагов не слышны …». Услышали. Арестовывался. Ссылался. Во время ссылки в Воронеж (где сейчас ему есть памятник) создает «Воронежские тетради», которые считаются вершинным достижением его творчества. В 1938 году на имя наркома внутренних дел Ежова поступает донос на Мандельштама, в котором его стихи названы «похабными и клеветническими». Поэт вторично арестовывается и отправляется в лагерь на Дальний Восток.
27 декабря 1938 года Осип Мандельштам умирает от тифа в пересыльном лагерном пункте «Вторая речка» во Владивостоке. «Я один пишу с голоса» - сформулировал однажды Мандельштам ключ к пониманию своего творчеству. Сначала к нему приходило «проборматываение», «движение губ», начинал звучать ритм, постепенно укладываясь в метрику стиха, где финал порой полностью «опровергал» начало. Никакой заданности. Всё «от процесса», от внутреннего звучания музыки стиха.
Огромную роль в сохранении творчества Мандельштама сыграла его жена Надежда Мандельштам, которая знала наизусть едва ли не все его стихи – на тот случай, если все будет уничтожено властью. Которая хранила рукописи поэта в самых неожиданных местах: в обуви, в кастрюлях.
Почти полвека стихи поэта ходили в СССР в списках, не издавались. Ныне – памятники, в том числе, мемориальная доска в Сорбонне, переводы на иностранные языки, хрестоматии, песни и романсы на его стихи, и огромное количество посвящений и подражаний.
Осип Мандельштам – слушать
Осип Мандельштам – слушать